Снимать фантастику в СССР было делом неблагодарным: бюджеты нищенские, самая «продвинутая» технология — комбинированные съёмки, идеологическая цензура обязывала даже в диалог космолётчика с пришельцем вставить «мир-труд-май».
И тем не менее достижения и даже шедевры в советской кинофантастике есть. Крёстным отцом «Звёздных войн» Джордж Лукас считает Павла Клушанцева. Именно его фильмы вдохновили и Кубрика на съёмки «Космической Одиссеи». Первую в истории кино безупречную научную фантастику снял Василий Журавлёв в 1935-ом. Кроме знаменитых «Соляриса» и «Сталкера» Тарковского есть и другие фильмы родом из СССР, которые интересно пересматривать.
Через тернии к звёздам (1981)
На Земле 23-ий век. Космический патруль обнаруживает повреждённый инопланетный корабль с погибшими гуманоидами на борту. Один из них оказывается ещё живым, и его доставляют на карантинную околоземную станцию. Учёные понимают, что перед ними девушка-клон, и пытаются вступить с ней в контакт. Но она помнит лишь своё имя – Нийя. Чтоб избавить её от судьбы подопытного кролика, запертого в лаборатории, исследователь Сергей Лебедев уговаривает комиссию по контактам на беспрецедентный эксперимент – поселить инопланетянку в своей семье и понаблюдать, как она поведёт себя в естественной среде обитания землян.
Фильм вышел в то время, когда мало кто был в курсе, что такое клонирование, – первый земной клон овечка Долли появится спустя 15 лет. И вот такое прогрессивное со всех точек зрения кино появилось не в Голливуде, а в СССР, где фантастику не жаловали. Премьера картины произвела фурор: её сразу же купили для проката США и Италия, а для показа по телевидению – почти все страны мира. Ридли Скотт вылетел в Москву специально, чтобы пообщаться со съёмочной группой.
«Через тернии к звёздам» опередил своё время на добрую пару-тройку десятилетий: фильм без единого спецэффекта даст фору любому сегодняшнему блокбастеру. И всё благодаря вдумчивой режиссёрской работе Ричарда Викторова («Москва-Кассиопея», «Отроки во Вселенной») и сценариста Кира Булычёва. Его книги уже были известны, но он тщательно скрывал своё настоящее имя – боялся, что за «грех» увлечения фантастикой уволят с работы, представляете? Но сценарию дали Гоcпремию, и Булычёву пришлось выйти из тени. С этого момента востоковед Игорь Можейко занимался любимым делом под тем же псевдонимом, но уже не шифруясь. Кроме прекрасных актёрских работ и множества забавных персонажей, инопланетян и роботов, отдельное украшение фильма – музыка Алексея Рыбникова. Её убрали из отреставрированной версии 2001 года, поэтому смотреть советуем оригинальную.
Отель «У погибшего альпиниста» (1979)
Экранизацию знаменитой «отходной жанру детектива» братьев Стругацких создали на студии Таллиннфильм. Картину сняли на эстонском языке, поскольку все задействованные в ней актёры – прибалты. Дубляж на русский затем сделали на Ленфильме.
Заснеженные горы, одинокий отель с тёмными коридорами, его странные постояльцы, инспектор Глебски, фотография погибшего альпиниста в неоновой рамке. И всё это – на фоне электронной музыки Свена Грюнберга. Трудно поверить, что на экране советское кино 79-го года производства, настолько оно стильное и современное. Атмосфера романа, мрачная и таинственная, перенесена в фильм мастерски. Влюблённым в книгу, конечно, бросается в глаза, что некоторые сюжетные линии сокращены, но не стоит забывать, что сценаристы – сами Аркадий и Борис Стругацкие. И уж кому, как не авторам, лучше знать, какой киноверсии заслуживает их фантастический роман.
Письма мёртвого человека (1986)
Жанровых фильмов о постапокалипсисе очень много, зрелищных и ярких. Самый мощный – этот. Малобюджетный, без компьютерной графики, не цветной. Фактически авторское кино. Но так достоверно отобразить весь ужас апокалипсиса больше в кино пока никто не смог.
Недалёкое будущее, ядерная зима. Главный герой Ларсен спасается с коллегами в подземелье исторического музея и пишет сыну Эрику письма о происходящем. Адресат никогда их не получит – мальчик пропал во время взрыва и, скорее всего, погиб. Но Ларсен, учёный с мировым именем, нобелевский лауреат, не сдаётся и пытается с помощью писем хоть на что-то опереться в творящемся безумии. Выжившим выдают пропуска в бункер, но отбирают только здоровых. Когда Ларсен узнаёт, что больных детей из приюта эвакуировать не собираются, он решает остаться с ними. Навсегда.
Сценарий с диалогами, которые хочется разобрать на цитаты, написан Борисом Стругацким и Вячеславом Рыбаковым. В главной роли – Ролан Быков. Когда заканчивались съёмки картины, никто не знал, что до Чернобыльской аварии остаются считанные дни.
Кин-дза-дза! (1986)
Москвич, идущий за макаронами, и грузин из Иваново со скрипкой нечаянно перемещаются на планету Плюк в галактике Кин-дза-дза и пытаются вернуться на Землю. Сценарий фильма и инопланетный чатланский язык придумали Георгий Данелия и Резо Габриадзе. Их уникальное творение, объединившее жанр фантастики с комедией, советские критики осудили. Но это не помешало фильму со временем стать культовым.
Интересно посмотреть на него глазами зарубежных зрителей: в отзывах на IMDb «Кин-дза-дза!» называют шедевром научной фантастики и сравнивают со «Звёздными войнами», «Бегущим по лезвию» и конкурсом Евровидение. Итоговая оценка пользователей 8,1. И это несмотря на костюмы в виде подкрашенных кальсон и маек фирмы «Заря», бедность декораций и полное отсутствие графики.
Мудрость и ироничность этой философской притчи в жанре фантастики оказалась понятна всем. И за это её создателям наше большое сердечное «КУ».