Найти тему
Просто фантастика

Фантастика из СССР, которую интересно смотреть сегодня

Оглавление

Снимать фантастику в СССР было делом неблагодарным: бюджеты нищенские, самая «продвинутая» технология — комбинированные съёмки, идеологическая цензура обязывала даже в диалог космолётчика с пришельцем вставить «мир-труд-май».

И тем не менее достижения и даже шедевры в советской кинофантастике есть. Крёстным отцом «Звёздных войн» Джордж Лукас считает Павла Клушанцева. Именно его фильмы вдохновили и Кубрика на съёмки «Космической Одиссеи». Первую в истории кино безупречную научную фантастику снял Василий Журавлёв в 1935-ом. Кроме знаменитых «Соляриса» и «Сталкера» Тарковского есть и другие фильмы родом из СССР, которые интересно пересматривать.

Через тернии к звёздам (1981)

На Земле 23-ий век. Космический патруль обнаруживает повреждённый инопланетный корабль с погибшими гуманоидами на борту. Один из них оказывается ещё живым, и его доставляют на карантинную околоземную станцию. Учёные понимают, что перед ними девушка-клон, и пытаются вступить с ней в контакт. Но она помнит лишь своё имя – Нийя. Чтоб избавить её от судьбы подопытного кролика, запертого в лаборатории, исследователь Сергей Лебедев уговаривает комиссию по контактам на беспрецедентный эксперимент – поселить инопланетянку в своей семье и понаблюдать, как она поведёт себя в естественной среде обитания землян.

Фильм вышел в то время, когда мало кто был в курсе, что такое клонирование, – первый земной клон овечка Долли появится спустя 15 лет. И вот такое прогрессивное со всех точек зрения кино появилось не в Голливуде, а в СССР, где фантастику не жаловали. Премьера картины произвела фурор: её сразу же купили для проката США и Италия, а для показа по телевидению – почти все страны мира. Ридли Скотт вылетел в Москву специально, чтобы пообщаться со съёмочной группой.

-2

«Через тернии к звёздам» опередил своё время на добрую пару-тройку десятилетий: фильм без единого спецэффекта даст фору любому сегодняшнему блокбастеру. И всё благодаря вдумчивой режиссёрской работе Ричарда Викторова («Москва-Кассиопея», «Отроки во Вселенной») и сценариста Кира Булычёва. Его книги уже были известны, но он тщательно скрывал своё настоящее имя – боялся, что за «грех» увлечения фантастикой уволят с работы, представляете? Но сценарию дали Гоcпремию, и Булычёву пришлось выйти из тени. С этого момента востоковед Игорь Можейко занимался любимым делом под тем же псевдонимом, но уже не шифруясь. Кроме прекрасных актёрских работ и множества забавных персонажей, инопланетян и роботов, отдельное украшение фильма – музыка Алексея Рыбникова. Её убрали из отреставрированной версии 2001 года, поэтому смотреть советуем оригинальную.

Отель «У погибшего альпиниста» (1979)

-3

Экранизацию знаменитой «отходной жанру детектива» братьев Стругацких создали на студии Таллиннфильм. Картину сняли на эстонском языке, поскольку все задействованные в ней актёры – прибалты. Дубляж на русский затем сделали на Ленфильме.

Заснеженные горы, одинокий отель с тёмными коридорами, его странные постояльцы, инспектор Глебски, фотография погибшего альпиниста в неоновой рамке. И всё это – на фоне электронной музыки Свена Грюнберга. Трудно поверить, что на экране советское кино 79-го года производства, настолько оно стильное и современное. Атмосфера романа, мрачная и таинственная, перенесена в фильм мастерски. Влюблённым в книгу, конечно, бросается в глаза, что некоторые сюжетные линии сокращены, но не стоит забывать, что сценаристы – сами Аркадий и Борис Стругацкие. И уж кому, как не авторам, лучше знать, какой киноверсии заслуживает их фантастический роман.

Письма мёртвого человека (1986)

-4

Жанровых фильмов о постапокалипсисе очень много, зрелищных и ярких. Самый мощный – этот. Малобюджетный, без компьютерной графики, не цветной. Фактически авторское кино. Но так достоверно отобразить весь ужас апокалипсиса больше в кино пока никто не смог.

Недалёкое будущее, ядерная зима. Главный герой Ларсен спасается с коллегами в подземелье исторического музея и пишет сыну Эрику письма о происходящем. Адресат никогда их не получит – мальчик пропал во время взрыва и, скорее всего, погиб. Но Ларсен, учёный с мировым именем, нобелевский лауреат, не сдаётся и пытается с помощью писем хоть на что-то опереться в творящемся безумии. Выжившим выдают пропуска в бункер, но отбирают только здоровых. Когда Ларсен узнаёт, что больных детей из приюта эвакуировать не собираются, он решает остаться с ними. Навсегда.

Сценарий с диалогами, которые хочется разобрать на цитаты, написан Борисом Стругацким и Вячеславом Рыбаковым. В главной роли – Ролан Быков. Когда заканчивались съёмки картины, никто не знал, что до Чернобыльской аварии остаются считанные дни.

Кин-дза-дза! (1986)

-5

Москвич, идущий за макаронами, и грузин из Иваново со скрипкой нечаянно перемещаются на планету Плюк в галактике Кин-дза-дза и пытаются вернуться на Землю. Сценарий фильма и инопланетный чатланский язык придумали Георгий Данелия и Резо Габриадзе. Их уникальное творение, объединившее жанр фантастики с комедией, советские критики осудили. Но это не помешало фильму со временем стать культовым.

Интересно посмотреть на него глазами зарубежных зрителей: в отзывах на IMDb «Кин-дза-дза!» называют шедевром научной фантастики и сравнивают со «Звёздными войнами», «Бегущим по лезвию» и конкурсом Евровидение. Итоговая оценка пользователей 8,1. И это несмотря на костюмы в виде подкрашенных кальсон и маек фирмы «Заря», бедность декораций и полное отсутствие графики.

Мудрость и ироничность этой философской притчи в жанре фантастики оказалась понятна всем. И за это её создателям наше большое сердечное «КУ».