Найти в Дзене
КомикScience

Предмет, объект и методы психологии

Оглавление

Психология - наука, изучающая факты, законы, механизмы и закономерности возникновения и развития психики.

Цель психологии - дать ответ на вопрос, почему тот или иной человек ведет себя в той или иной ситуации определенным образом, и что можно сделать, чтобы изменить поведение этого человека или свое отношение к тому, что он делает.

Объект – это закономерности психики как определенной формы жизнедеятельности человека и поведения животных.

Предмет – закономерности функционирования и развития психики; психика и психические явления наблюдаемые у конкретного человека, в группах и коллективах.

Методы психологии

Группы методов исследования можно разделить на две основные:

  • субъективные (наблюдение, опрос, беседа, тесты-опросники);
  • объективные (эксперимент, проективные тесты, анализ продуктов деятельности).
МетОды наглядно. Соотнеси с теми, что в тексте:)
МетОды наглядно. Соотнеси с теми, что в тексте:)

Наблюдение

Наблюдение – метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и фиксации (регистрации) поведения изучаемого объекта. Бывает разных видов:

  1. включенное – психолог является участником процесса;
  2. стороннее – психолог наблюдает со стороны (не включен в процесс);
  3. самонаблюдение (интроспекция) – специфический метод, применяющийся только в психологии, у него есть выраженные недостатки:
  • сложность наблюдения за переживаниями, т.к. они либо изменяются, либо прекращаются;
  • наше восприятие субъективно;
  • невозможность выразить все переживания (не в силах осознать все).

Опрос

Опрос - метод, основанный на получении информации от испытуемых путем их ответов на вопросы. Виды:

1) Устный опрос – используется, когда необходимо наблюдать за реакциями и поведением человека. Этот опрос более гибкий, т.к. позволяет исследователю корректировать вопросы в течение исследования в зависимости от особенностей поведения и реакции испытуемого. Устный опрос требует больше времени для проведения, а также – высокой компетентности специалиста, т.к. степень объективности ответов зависит от его поведения и индивидуального подхода;

2) Письменный опрос – охватывает большее количество людей (анкеты). Недостаток – невозможность предвидеть реакции испытуемых и изменить содержимое в ходе исследования;

3) Свободный опрос – может быть и письменным и устным, отличается тем, что перечень вопросов не определяется заранее.

Беседа

Беседа - вариант опроса, но проведение процедуры более свободное. Беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов может постоянно изменяться (все индивидуально).

Тесты (опросники, задания, проективные)

Тесты - задания, позволяющие измерить уровень развития определенного психологического качества личности.

1) Тест-опросник – основан на анализе ответов испытуемых. Позволяют выявить наличие или отсутствие определенной психологической характеристики;

2) Тест-задание – дает информацию о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения заданий (предлагается выполнить определенный перечень заданий);

3) Проективный тест – это, например, предъявление картинок с последующим их описанием испытуемым. Данные тесты предполагают свободную интерпретацию специалиста. Для качественного вывода требуется большой опыт практической работы с проективными методиками.

Эксперимент

Эксперимент - это опыт, который проводится в специальных условиях, с целью получения психологических данных путем вмешательства исследователя в процесс деятельности испытуемого. Исследователь манипулирует переменными и регистрирует изменения в поведении. Эксперимент может быть:

  • Лабораторный – создание искусственной ситуации со специальным оборудованием для лучшего изучения определенного свойства;
  • Полевой – проводится в естественных для испытуемого условиях под контролем экспериментатора;
  • Констатирующий – выявляет факты и закономерности, сложившиеся в ходе развития человека;
  • Формирующий – выявляет закономерности, условия и психологические механизмы развития качеств, способностей, свойств путем активного формирования.

Анализ продуктов деятельности

Анализ продуктов деятельности - анализ текстов, рисунков. Часто используют вместе с наблюдением, беседой, тестом.

P.S. Как мы можем заметить, методов - множество, информации, которую они могут нам дать о человеке - еще больше. Изучайте, спрашивайте, будьте счастливы!