Найти тему
Терапия души

Как ответить сердитому начальнику, чтобы сохранить лицо и не поссориться?

Оглавление

Когда хмурый босс с лицом, исполненным недовольства, вызывает к себе на ковер, хорошего ждать не приходится.

Критика начальства - дело малоприятное. Она может снизить мотивацию, ударить по самооценке, испортить отношения. А может стать точкой вашего роста и укрепить взаимопонимание с боссом.

Каким будет ваш вариант, зависит от выбранной реакции.

Как ответить сердитому начальнику, чтобы сохранить лицо и не поссориться?

Начало читайте тут: Как реагировать на критику начальства?

Оцените, к какому типу критики относятся замечания вашего руководства.

Несправедливая критика.

Она содержит в себе оскорбления («бестолковый», «некомпетентный», «разгильдяй») или обобщения («безобразие», «это какой-то кошмар», «что вы себе позволяете»).

Чтобы перевести общение с разъяренным боссом в нормальное русло, нужно заставить его думать: когда включается логика, эмоции утихают.

Сделать это помогут вопросы, заданные спокойно и доброжелательно.

Уточняющие: «Что именно вы имеете в виду?», «Что вы хотите сказать?».
Фактические: «Назовите, пожалуйста, конкретные факты», «Приведите примеры».
Альтернативные: «Вам не нравится это или это?», «Вам не нравится отчет или то, как я разговариваю с клиентами?».

Так вы поможете критикану сформулировать конкретные замечания и перейти в конструктивное поле.

Взволнованный руководитель, возможно, не сразу успокоится и сможет рассуждать здраво.

Ваша задача – продолжить терпеливо и доброжелательно прояснять ситуацию, до того момента, пока атмосфера не изменится.

Частично справедливая критика.

Ее можно распознать по оценке ваших привычек, характера.

«Вечно вы спорите/говорите глупости», «Любите вы подшучивать/поспать/посплетничать».

Чтобы снизить конфронтацию и быть услышанным, согласитесь с тем, с чем можно согласиться.

Например: «Вечно вы опаздываете» - «Да, вчера я опоздал»; «У вас плохие манеры» - «Да, мои манеры нравятся не всем».

Иногда согласиться трудно. Например, как принять на веру фразу «Вы одеты безвкусно», если вы считаете, что соответствуете трендам?

Помните, что высказанная критика – это личное мнение, и оно не обязательно отражает реальность.

Частично согласиться можно именно с мнением: «Да, не всем нравится, как я одеваюсь», «Да, может сложиться такое мнение…», «Возможно, для вас это выглядит так…»

Справедливая критика

Она отражает истинное положение дел. Самое разумное - признать ошибку.

"Да, вы правы, я сожалею", " "Действительно, я ошиблась".

Предложите способ исправить ошибку - поверьте, это лучшее, что может успокоить вашего руководителя.

Я не только психолог, но еще и управленец, а в прошлом - и подчиненный.

Мой опыт показывает, что в 90% случаях эти 3 способа снимают претензии в ваш адрес. От гнева остаётся только облачко :)