Найти тему
Дневник оптимиста

Как советскую деревню снабжали запчастями?

Эмблема объединения "Сельхозтехника"
Эмблема объединения "Сельхозтехника"

Здравствуйте, уважаемый друг!

Предлагаю Вашему вниманию байку об обеспечении советской деревни запасными частями для автомобилей, тракторов и другой техники. Как говорят в таких случаях: «Написано на основе реальных событий».

Как я уже писал здесь, после окончания техникума судьба (распределение) забросила меня в один из совхозов Калининской области. На носу посевные работы. Тракторы, сеялки, автомобили должны быть подготовлены для этого ответственного этапа в жизни сельских жителей. Директор поручает эту работу новоиспечённому механику, который только вчера закончил учебное заведение. Больше поручить не кому, так как главный инженер в запое.

Часто в моей жизни получалось так, что обретение нового опыта было связано с экстремальными событиями. Что бы научить плавать, мои старшие соседи вывезли меня — дошкольника на глубину в лодке и выбросили из неё. Подготовка техники к весеннему севу для меня было столь же экстремальным опытом, как первое плавание, но с чего-то надо было начинать свою трудовую жизнь.

Первое моё плавание сопровождалось примерно таким выражением физиономии. Источник : https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2104476/d5b0d294-6e7f-40f5-8036-1a6f22dbe2c8/s1200?webp=false
Первое моё плавание сопровождалось примерно таким выражением физиономии. Источник : https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2104476/d5b0d294-6e7f-40f5-8036-1a6f22dbe2c8/s1200?webp=false

Деваться некуда. Пошёл в мехмастерские и начал опрашивать находившихся там механизаторов, что нужно, чтобы успешно подготовиться к севу. Люди отнеслись ко мне (пацану) с пониманием. Они рассказали: какие запасные части нужны и сколько, где их можно взять, что нужно сделать и даже вызвались помочь. Родился список необходимых запасных частей.

От руки, с максимальной аккуратностью, написал письмо на имя директора районного отделения «Сельхозтехники». Получил визу директора совхоза и печать. Так «писанина» превратилась в документ. Договорился с водителем нового ГАЗ-51А, который несколько месяцев назад сошёл с конвейера Горьковского автозавода. Автомобиль ещё не успел побывать в аварийных ситуациях, блестел заводской краской, а в кабине ещё остался заводской запах.

На похожем "газоне" ездили мы за запчастями. Источник: http://sovavtoprom.fr/images/index_des_usines/GAZ/gaz-51/gaz-51/420.jpg
На похожем "газоне" ездили мы за запчастями. Источник: http://sovavtoprom.fr/images/index_des_usines/GAZ/gaz-51/gaz-51/420.jpg

Единственным изъяном этого «газона» было наличие значительного отверстия в днище платформы, через которое могли все запчасти высыпаться на дорогу. Не аккуратная погрузка тяжёлого груза привела к поломке нескольких досок в самой середине. Пришлось попросить водителя заделать пробоину. Он — человек в расцвете сил, весёлого нрава, балагур и любитель анекдотов, с радостью согласился не только заделать пробоину, съездить в район, но оказать всяческую помощь в погрузке «железок».

На следующее утро отправились в район. Весть о том, что в районный центр «идёт машина» мигом облетела деревню и утром нас ждали девять человек, желающих стать нашими попутчиками. Кому-то срочно надо было в поликлинику с ребёнком или лично, у кого-то закончилась одежда или обувь, а кто-то хотел приобрести телевизор. Деваться некуда, попутчиков надо брать, а то «на вилы поднимут».

Примерно так мы ехали (народу поменьше было) в районный центр Калининской области в начале 1970-х годов. Источник: https://cdn.fishki.net/upload/post/201410/23/1319310/5_006.jpg
Примерно так мы ехали (народу поменьше было) в районный центр Калининской области в начале 1970-х годов. Источник: https://cdn.fishki.net/upload/post/201410/23/1319310/5_006.jpg

Уселись в кузове, кто как мог. На первой автобусной остановке районного центра оставили всех попутчиков и направились в «Сельхозтехнику». Водитель посоветовал начать со склада, чтобы убедиться в наличии запчастей. Применив все артистические способности, удалось найти общий язык с «тётками» и всё выяснить. Для получения разрешения на отпуск «матценностей» надо было идти к директору.

Природная скромность, по совету водителя «газона», была спрятана в известное место, наглости придавала необходимость выполнения важного задания. К моему удивлению, директор, годившийся мне в отцы, принял весьма любезно. Попросил рассказать о себе, совхозе, состоянии дел, не глядя, подписал заявку, пожелал успехов, пожал руку и разрешил заходить в любое время.

«Затариться» успели до обеда, пришлось, правда, потрудиться и даже вспотеть. Отправились в обратную дорогу, забыв про обед. Часть наших попутчиков уже ждали на заветной остановке. Они оказались практичнее нас, запаслись не только закуской, но и «поллитрой» и попросили остановиться «где-нибудь на природе» для трапезы. Попутчики, как могли, устроились в кузове.

Такие закаты можно было наблюдать в Калининской области. Источник: https://cdn.photosight.ru/img/1/bf9/6442475_xlarge.jpg
Такие закаты можно было наблюдать в Калининской области. Источник: https://cdn.photosight.ru/img/1/bf9/6442475_xlarge.jpg

Нас тоже накормили в благодарность за поездку. Предлагали «сто грамм», я отказался, за что получил порицание присутствующих, а водитель «опрокинул» за себя и того парня. Доехали без приключений, однако в мехмастерских, кроме токаря, никого не было. Разгрузку решили оставить на завтра, когда будет больше народа. «Газон» оставили внутри здания, закрытого на замок. Его водитель пожаловался, что ему надо идти пешком, чего он уже давно не делал, так как обычно машина стоит возле дома.

Первое директорское поручение было мною выполнено. Предстояло выполнить главное — подготовить технику к севу, с которым тоже удалось справиться, впоследствии, но это уже другая история…

Понравилась публикация — нажимайте «палец вверх», комментируйте, подписывайтесь. Впереди много интересного!

Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.