Почему вообще люди, действуя из лучших побуждений, принимают плохие решения? Некоторые ответы напрашиваются немедленно: люди принимают неудачные решения в цейтноте, не имея доступа к существенной информации, а когда приходится оправдываться перед начальником, то пытаются валить вину на других. Пытаясь разобраться в коренных причинах неудачных решений, исследователи изучили отзывы о 50 тыс. руководителей и сравнили поведение тех, кто принимал плохие решения, и тех, чьи решения сочтены удачными. В итоге удалось обнаружить девять факторов, которые чаще всего вызывают неудачные решения. Вот они — в последовательности от наиболее важных к наименее существенным.
Лень. Человек не считает нужным перепроверить факты, взять на себя инициативу, собрать дополнительные сведения, убедиться в правоте или ошибочности своих предположений.
Неумение предвидеть неожиданности. Никому не хочется все время предполагать возможные неприятности, и потому большинство людей заведомо исходит из установки, что ничего плохого не может случиться. Увы, плохое случается, и довольно часто.
Нерешительность. Довольно часто необходимость принять сложное решение, в основе которого целый ряд постоянно меняющихся факторов, загоняет людей в противоположную крайность: они бесконечно собирают данные, требуют предоставить еще один отчет, провести еще одно исследование, прежде чем отважатся действовать. Если анализы и отчеты чересчур затягиваются, то решение не удается принять вовремя, а в результате упускается ценный шанс на успех.
Привязанность к прошлому. Некоторые люди принимают неудачные решения, потому что обращаются все к тем же старым данным и методам. Они привержены уже наработанным подходам и не собираются искать новых путей. Однако их решения часто оказываются ошибочными, потому что привычные методы основаны на привычных же — и уже устаревших — предпосылках.
Несогласованность стратегии. Иногда причина плохого решения кроется в том, что частная проблема не привязана к общей стратегии. Когда отсутствует четкая, задающая контекст стратегия, годными кажутся сразу многие решения. Но если решение принимается в увязке с четко прописанной стратегией, то сразу становится ясно, какой из альтернативных вариантов — лучший.
Излишняя зависимость. Порой решение остается непринятым, потому что ответственный сотрудник ждал зеленого света со стороны своего начальника, тот — указаний свыше. Для эффективных решений требуется умение действовать автономно.
Изоляция. Некоторые руководители вынуждены ждать указаний, потому что не потрудились вовремя уточнить мнение вышестоящих или же не выстроили отношения, которые позволили бы им обратиться к опыту компетентных специалистов.
Недостаток технических знаний. Современные организации очень сложно устроены, и порой даже лучшим руководителям не хватает знаний, чтобы разобраться в многофакторных проблемах. Однако если человек, принимающий решение, вынужден полагаться на чужие знания и опыт, а сам не имеет даже общего представления, то ему трудно обрабатывать полученную информацию и на ее основе принимать решения.
Неумение точно сформулировать «что, когда, где и как». Иногда хорошее решение превращается в плохое лишь потому, что сотрудники толком не поймут, что от них хотят.
Путь к правильному решению узок и извилист. Но если вы учтете эти ловушки, то научитесь принимать более эффективные и взвешенные решения.
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Джека Зенгера и Джозефа Фолкмана в HBR Россия «9 причин, из-за которых принимаются плохие решения». Другие материалы о стратегии, управлении и принятии решений вы всегда можете найти в разделе «Менеджмент» на сайте hbr-russia.ru .