Найти тему

СРЕДНЕТОННАЖНЫЕ ГРУЗОВИКИ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

ПРИ ВСЕХ НЕОСПОРИМЫХ ДОСТОИНСТВАХ СЕДЕЛЬНЫХ ТЯГАЧЕЙ И ПОЛНОТОННАЖНЫХ ШАССИ ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК, НА МАРШРУТАХ ВНУТРИ ОДНОГО РЕГИОНА ИЛИ МЕЖДУ ДВУМЯ СОСЕДНИМИ ТРАНСПОРТНЫЕ КОМПАНИИ ВСЕ ЧАЩЕ ИСПОЛЬЗУЮТ СРЕДНЕТОННАЖНУЮ ТЕХНИКУ. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ТАКОГО РЕШЕНИЯ СТАЛА ЕЩЕ ОЧЕВИДНЕЕ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НА РОССИЙСКИХ ДОРОГАХ ПУНКТОВ ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ И РАСХОДАМИ, СВЯЗАННЫМИ С РАБОТОЙ СИСТЕМЫ «ПЛАТОН».

Материалы о среднетоннажных грузовиках в нашем издании появлялись не раз — от обзора новинок до рекомендаций по их выбору. По этой причине сегодня мы вспомним о достоинствах этого класса коммерческого автотранспорта и поближе взглянем на ситуацию, которая заставляет перевозчиков пополнять свой парк грузовыми автомобилями этого класса.

Итак, грузовую автотехнику грузоподъемностью от 3,5 до 11,5 тонны принято относить к среднетоннажной. При перевозках на расстояния от 200 до 600 километров, осуществляемых внутри одного региона или из одного в другой, соседний, выбор среднетоннажника чаще всего оказывается оптимальным. Дело в том, что для доставки грузов в поселки и райцентры большегрузы и автопоезда используются только для очень ограниченного перечня грузов (таких, например, как стройматериалы) — в большинстве же случаев гораздо выгоднее использовать среднетоннажники, вместимости и грузоподъемности которых для этих целей чаще всего вполне хватает. Исключение составляют разве что сборные грузы для сетей ритейла, но их доля в общем объеме региональных перевозок не столь высока. Такая ситуация характерна как для России, так и для ее ближайшх соседей — Украины и Беларуси.

Наиболее востребованными в классе среднетоннажников остается техника с тентованным кузовом, а также изотермические или рефрижераторные фургоны. Они позволяют быстро и экономично доставлять самые разные грузы, независимо от погодных условий и влияния других природных факторов. Бортовые среднетоннажные грузовики чаще используются для транспортировки ограниченного числа наименований строительных и хозяйственных товаров. Автоцистерны и платформы с краноманипуляторными установками чаще всего покупают специализированные автотранспортные компании, самосвалы — коммунальные и дорожно-ремонтные предприятия.

Если говорить о технических характеристиках, наиболее важными критериями при покупке среднетоннажных грузовиков являются ресурс силового агрегата и, учитывая состояние дорог во многих российских регионах, долговечность техники в эксплуатации и прочность подвески. Интересно также отметить, что владельцы среднетоннажников в большинстве случаев предпочитают механическую коробку переключения передач, а к автоматическим трансмиссиям традиционно относятся с недоверием. Само собой, важным критерием при покупке остается ремонтопригодность: если в регионе сервисная служба машин того или иного бренда представлена недостаточно широко или не представлена вообще, покупка автомобиля этой марки представляется нецелесообразной. При этом конструктивная простота машины, возможность устранить незначительные поломки в ней собственными силами добавляют автомобилю очков в глазах потенциального покупателя. Впрочем, два последних критерия относятся не только к среднетоннажникам, но и к автотранспортным средствам большей и меньшей грузоподъемности. А вот степень комфорта кабины при региональных перевозках, которые, как правило, осуществляются в течение одного светового дня, большинству покупателей представляется второстепенной: вполне достаточно удобного сиденья, хорошей шумоизоляции, кондиционера и магнитолы.

-2

Как уже было сказано выше, в России популярности среднетоннажникам добавило введение системы «Платон» и появление на дорогах страны автоматических систем весового и габаритного контроля. АСВГК в России на сей день насчитывается около сотни, примерно треть пунктов располагаются на федеральных трассах и две трети — на региональных. При этом реализация национального проекта «Безопасные и качественные дороги» предполагает появление на дорогах страны более чем 750 АСВГК. «Умные весы» серьезно бьют по карману перевозчиков, большую часть машин в парке которых составляют большегрузные автомобили с разрешенной максимальной массой более 12 тонн. Что же касается системы «Платон», регистрацию в ней 4 из 10 сталкивавшихся с ней владельцев грузового автотранспорта оценивали как сложную и требующую значительных затрат времени. По результатам опроса, проведенного информационным агентством TelecomDaily, 61% респондентов считают, что АСВГК и «Платон» серьезно усложнили работу компаний-автоперевозчиков, и задумываются о переводе как минимум части своих автопарков на среднетоннажные автомобили, по крайней мере — для перевозок в региональном сегменте.

Очевидно, что обновление автопарков за счет покупки среднетоннажных грузовиков будет осуществляться постепенно: автотранспортные средства, отслужившие свое, будут заменяться на новые, более экономичные и легкие. Как считает координатор Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров, наметившаяся в этом направлении тенденция будет нарастать. Вот что он сказал об этом, отвечая на вопрос корреспондента газеты «Известия»: «Многие перевозчики задумываются о покупке среднетоннажных грузовиков. Они понимают, что траты на «Платон» и весовой контроль им не потянуть, и пытаются уйти от них в среднетоннажный сегмент. Сколько перевозчиков уже избавилось от тяжелых грузовиков? Процентов 15, а может, и 20». Впрочем, как предполагает Сергей Владимиров, рано или поздно и «Платон», и весовой контроль могут добраться и до среднетоннажного сегмента.

В завершение справедливости ради отметим: пока это лишь прогнозы, которые могут сбыться, а могут и нет. А вот рост продаж продукции отечественных производителей коммерческого транспорта, в том числе в среднетоннажном сегменте, на фоне общего снижения рынка грузовых автомобилей — уже реальность. Только один пример: рост продаж среднетоннажников ГАЗ в прошлом году превысил 10%. Как отмечают «Известия» со ссылкой на пресс-службу «Группы ГАЗ», спрос вырос в целом на автомобили семейства ГАЗон Next, включая ГАЗон Next 10, вышедший на рынок в 2018 году; драй- вером в продажах стал и внедорожный грузовик Садко Next, хорошо зарекомендовавший себя при перевозках в регионах, где качество автодорог по-прежнему оставляет желать лучшего. Кроме «Группы ГАЗ» из отечественных производителей коммерческого транспорта столь же уверенным в завтрашнем дне на фоне общего снижения рынка чувствует себя за счет расширения модельного ряда только «КамАЗ» — но это уже несколько другая весовая категория. Впрочем, вывод на рынок среднетоннажных грузовиков в ближайшие год-два ведущий российский автопроизводитель также планирует.