Когда у государства есть деньги, государство направляет деньги в экономику. Выдает кредиты производителям. Производители налаживают производство. Производят продукцию. Покупатели скупают продукцию. Акции производителей растут. Инвесторы начинают скупать акции и получать и проценты от прибыли производителей, и даже могут продавать акции, когда акции вырастут в цене.
Когда государству нужны деньги, государство выпускает облигации и продает их на рынке. Снова набегают инвесторы, и скупают облигации. И опять получают прибыль теперь уже и от облигаций.
То есть инвесторы получают прибыль и от продажи акций, и от облигаций. Им уже не интересны дивиденды по акциям, так как их доля мала. В итоге, инвесторы больше не вкладывают деньги в производство, а зарабатывают только на перепродаже акций, и на облигациях. Кроме того, сбережения инвесторов увеличились за счет такого наживательства на облигациях и перепродаже акций. Сбережения с лихвой покрывают потребность в товарах, и лишь малая часть денег идет на покупку товаров. Львиная доля сбережений остается, и единственное место, куда эти сбережения остается направить, это вложить во что-нибудь. Но вот, так как деньги скапливаются у инвесторов, то у производителей этих денег не достает на дальнейшее развитие, а у покупателей этих денег не достает на покупку товаров. Падают и спрос у покупателей, и предложение от производителей останавливает свой рост.
Государство начинает давать кредиты производству всё под меньший и меньший процент, что помогает продлить жизнь производителям, но так как деньги в виде части прибыли производителей продолжают идти держателям акций (инвесторам), то цикл за циклом, деньги всё оседают и оседают в карманах инвесторов. За каждый оборот они всё собирают и собирают свой процент, постепенно изымая деньги из экономики. И вот государство дает кредиты уже под 0,5%.
А раз государство дает кредиты под 0,5%, то государство уже не может пополнять свои запасы денег путем продажи облигаций, так как государство не может предложить инвесторам процент, выше 0,5%, так как государство само получает прибыль от выдачи кредитов только 0,5%.
Где взять деньги? Государство начинает печатать деньги и направлять их в экономику. Всё оживается. И повторяется рост по новой. Но вот в системе все равно остаются те деньги инвесторов, которые не проработали, не проконтактировали ни с товарами, ни с производством, то есть не пошли на совершение полезной работы, а остались лежать несгоревшим топливом. И в конце концов снова начинается спад. Двигатель экономики снова глохнет. И государство снова должно печатать деньги, вбрасывать топливо в двигатель экономики, вместо того, чтобы попытаться взять деньги, накопившиеся у инвесторов, и направить их в работу. И так повторяется уже по большому кругу. При первом маленьком круге у нас падало производство, а в этом втором большом круге у нас падает уже КПД экономики. Потому что у инвесторов становится все больше и больше денег, и тем быстрее и быстрее наступает остановка экономики после очередного печатания денег.
Первое, что напрашивается (и что и делает государство) это печатать деньги каждый раз всё больше и больше, чтобы поддерживать кпд на одном и том же уровне. Вот только это не решает проблему скопления не поступивших в полезную работу денег у инвесторов. Никак не выковыривает их из системы. Не сработавшие деньги так и остаются в системе, снижая КПД этой системы. Более того, печатание денег, недостаточно уменьшает объем этих несработавших денег в системе. А только не надолго стравливает их объем из системы. Но, так как механизм насыщения этого сектора экономики в виде несработавших денег инвесторов, насыщения от перепродажи акций, насыщения от облигаций не останавливается, то инвесторы снова быстро восстанавливают свою массу несработавших денег, несгоревшего топлива.
Стравливание давления происходит за счет уникальнейшего свойства денег. Ценность общего объема денег всегда определяется только ценностью общего объема товара. Ценность общего объема денег не зависит от количества денег. А, значит, можно наполнить этот объем экономики, еще большим количеством денег. Разница лишь в том, что мы наполняем деньгами непосредственно производство, то есть полезную часть рынка. Так как количество денег растет, падает ценность денег, а значит, ценность денег, скопившихся у инвесторов то же падает. Просто раньше мы недостаточно эту ценность денег инвесторов опускали. Не сжигали эти деньги инвесторов, это неотработанное топливо, до конца. Мы перераспределяли таким образом ценность денег меж полезной промышленностью и бесполезными инвесторами, путем такого чудесного стравливания ценности общего объема несработавших денег инвесторов в ценность общего объема полезных денег производителей, использую это чудодейственное свойство денег - независимость плотности энергии денег от плотности массы этих денег. Но что мешает нам, стравить все несработавшие деньги инвесторов в объем полезного производства? Сжечь это несработавшее топливо до конца. То есть напечатать такое количество денег, когда даже у инвесторов ценность денег снизится настолько, что на свой миллиард долларов, они даже не смогут купить ломтик хлеба, так как ломтик хлеба будет стоить два миллиарда долларов.
Получается идеальный вариант: после каждого цикла сжигать таким образом неотработанное топливо, выводя его из двигателя. Для этого можно останавливать экономику. Государство будет говорить: "Система задыхается. Надо проветрить, продуть, удалить несгоревшие деньги из системы. Мы будем печатать деньги. Поэтому пока не работайте, а тратьте те деньги, которые у вас остались, скоро они обесценятся, и мы начнем по новой". Так деньги не будут скапливаться у инвесторов, а будут тратится на товары, на создание производства (производство - это тоже товар, его тоже надо купить). Деньги должны все-все прореагировать с товарами. Тогда можно и не будет печатать денег, казалось бы. Но надо, так как если этого не сделать, инвесторы зажмут у себя деньги, и перенесут их в новый цикл. Поэтому перед новым циклом обязательно нужно для профилактики обесценить все деньги, сжечь предварительно всё-всё топливо.
К этому уже приходит Япония. Ставки в банках отрицательные. Людям не выгодно хранить деньги в банках. Они снимают деньги из банков. Тратят эти деньги. Таким образом растет спрос. Некоторые, может быть, направляют свои небольшие сбережения на создание своего микробизнеса (создание микробизнеса - тоже товар, создание бизнеса тоже требует купить его). И производство растет. Товаров становится больше. А объем денег остается прежним. То есть ценность денег растет. Наблюдается дефляция. И вот, чтобы эту дефляцию то остановить, можно поднапечатать денег. Без риска, что население обеднеет. Японии уже не надо продавать облигации, так как свои запасы она восполняет только за счет налогов, от производства, которое начало расти. И у инвесторов уже не остается другого выбора, как вкладывать деньги в акции растущего производства. И не ради перепродажи акций, а именно ради дивидендов, которые теперь хотя бы дают какой-то доход, в отличие от облигаций с отрицательными ставками.
Итак, отрицательных ставок не надо бояться. Люди не будут хранить деньги под подушкой, видя что можно купить акции, и просто получать дивиденды. Так будет стимулироваться производство. Производство не будет задыхаться от нехватки денег, так как все деньги будут поступать только производству, а не спекулянтам. Спад производства возможен только из-за снижения спроса. Но снижение спроса будет обусловлено не застрявшими у инвесторов деньгами, а, например, из-за уменьшения количества населения, то есть причиной, никак не связанной с экономикой. А, раз население уменьшилось, то денег у населения стало меньше, значит население меньше купит акций производства, и производство поуменьшится на ту же сумму, на какую поуменьшилось население. Идеально.
Таким, образом.
1) Первое, что надо делать, это постепенно снижать процентные ставки, пока они не станут отрицательными.
2) И вот ТОЛЬКО когда отрицательные ставки заставят все-все деньги работать, когда производство начнет расти, когда ценность денег начнет увеличиваться (дефляция), тогда можно будет подпечатывать денег, стимулируя тем самым инвесторов не держать деньги, не копить, а вкладывать в производство, так как деньги будут постоянно обесцениваться. Сжигать постепенно тем самым несработавшие деньги, несгоревшее топливо в котле полезной экономики производства, то есть заставлять деньги работать, а не залеживаться. Поддерживать таким образом искру в двигателе экономики. Увеличивать его КПД.