Правильно говорить современная хореография, даже если танцуют на пуантах с элементами классического танца.
Познакомиться с постановками современных хореографов можно в МАМТе. Давайте разберемся, почему это круто и их надо посмотреть.
Современная хореография появилась в 1920-х годах как противопоставление строгим канонам классического балета. Ее задача - донести до зрителя настроение, используя определённые движения, актёрское мастерство, силовые упражнения, декорации, музыку. Так создается эффект интересного шоу.
Александр Экман – востребованный и талантливый шведский хореограф. Ему всего 36, а он поставил более 45 балетов по всему миру. В МАМТе можно посмотреть бессюжетный комический балет «Тюль», где смешны не персонажи и их взаимоотношения, а сочетания классических движений и особенности их исполнения.
По словам Экмана, он не коверкает классические движения, а показывает их в другом ракурсе, чтобы получился «легкий абсурд». Часто хореограф добавляет в балет реплики, монологи и диалоги – это его «фишка».
Почему Экман - круто? Заполнить сцену 6000 литрами воды для своей версии «Лебединого озера» или превратить сцену в сеновал в постановке «Сон в летнюю ночь» - запросто! В хореографии Экмана нет танцевальных «конвульсий», он создает целостное шоу, ироничное, ярко-зрелищное, с тонким юмором, с понятной и не слишком сложной философией.
Гойо Монтеро - испанец, сделавший карьеру в Германии и 12 лет возглавляющий Балет Нюрнберга. Ему 45, он один из самых востребованных хореографов в Европе. В МАМТе 28 марта 2020 года должна была состоятся МИРОВАЯ премьера постановки «AUREA» («Золотое сечение»).
Это балет о двойственном процессе творения. С одной стороны – удовольствие и экстаз, с другой – страх и мука. По словам Монтеро «перед припадком эпилептик испытывает настоящую эйфорию, просветление, ему кажется, что он может летать — это состояние называется «аурой». Балеты Монтеро часто о двойственности личности. Его постановки удивляют и оставляют недопонимание у зрителей.
Почему Монтеро – круто? Его балеты ставят от Латинской Америки до Китая. Его постановками гордятся Королевский балет Лондона, Балет Монте-Карло, Deutsche Oper Berlin и многие другие. Монтеро может заставить танцовщицу сделать плие еще глубже и ниже, чтобы передать эмоциональные переживания через пластику танца.
Охад Нахарин, израильский хореограф, ему 67. В молодости работал в Нью-Йорке с Мартой Грэм (основателем современной хореографии). После вернулся в Израиль и основал собственную танцевальную труппу. Нахарин придумал новый язык движения – «гага». Основной принцип гаги – импровизация, которая помогает создавать движения и запоминать ощущения. Танцовщики занимаются с полностью закрытыми зеркалами, потому что техника отрицает оценивания себя со стороны и другими людьми – либо танцуешь, либо уходишь.
В Москве можно посмотреть хореографию «Минус 16». В спектакле есть часть со стульями с нарастающей комбинацией движений. Каждый раз прибавляется по одной, и последняя 13-я комбинация получается самая длинная. Количество движений растет пропорционально энергии. Танцовщики поочередно снимают пиджаки, кроссовки, рубашки, штаны. Это действие сопровождается израильской народной пасхальной считалкой и больше похоже на медитацию.
Почему Нахарин – круто? В его хореографии много импровизации. Танцовщики сами не знают, чем может закончиться то или иное действие. Часто в таких представлениях участвуют зрители, которых выбирают танцовщики. Зрителю дается полная свобода фантазий и ассоциаций на понимание хореографии, вызываемых каждым мелким жестом, вывертом ладони, наклоном корпуса, изгибом плеча, точностью, виртуозностью, мгновениями танца и построением пространства.
Во второй части читайте о других важных хореографах современности - Лифарь, Киллиан, Форсайт.
В заключительной третьей части о важных деятелях современной хореографии мы рассказываем об Ингере, Брауне и Прельжокаже. Кстати, их балеты мы смотрели. Отзыв можно прочитать здесь.
Понравилось? Ставьте лайк!