Найти тему
Читали?

«Зулейха открывает глаза»: что не так с книгой и сериалом

Оглавление

Как много споров по поводу сериала «Зулейха открывает глаза». Именно сейчас, а не после выхода книги Гузель Яхиной, что случилось еще в 2015 году. Мнения разделились. Кто-то, прочитав книгу, горячо защищает любимый роман. А кто-то, наоборот, вместо чтения 400 с лишним страниц, просто посмотрел первую серию и тут же составил мнение: «Все переврали! Не было такого. То есть было, но все совсем не так!».

Фото Jill Wellington: Pexels.com
Фото Jill Wellington: Pexels.com

Роман Яхиной: вымысел или реальность. Почему это важно.

Перед нами прежде всего роман, то есть художественное произведение. От того, что это роман исторический, мало что меняется. Автор вправе донести через текст свою личную точку зрения, произвести отбор литературного материала согласно своей собственной идее. Это раз.

Тем, кто вообще в принципе отвергает историческую канву, хотелось бы мягко порекомендовать не кидаться тапками, а почитать воспоминания раскулаченных, как это делала сама Яхина, когда работала над романом. Многие в курсе, что «Зулейха» написана под влиянием семейной истории. Ссылку в Сибирь, а значит отчасти и путь главной героини, прошла бабушка Яхиной, и уже это дает автору право говорить за своих предков. Это два.

Фото  Pok Rie by Pexels. com
Фото Pok Rie by Pexels. com
Возможно, некоторым тяжело принять тот факт, что в истории нашей страны было много непростых эпизодов. Возможно, бабушки и дедушки многих не рассказывали своим внукам всей правды. Например, моя бабушка, чьи родители были принудительно высланы из Пензенской губернии в Оренбургские края в вагонах для перевозки скота, до сих пор боится произносить слово «реабилитированные». Я подчеркиваю: даже не «репрессированные», а «реабилитированные»! При том, что сейчас справедливость уже восстановлена, она физически боится признаваться в том, что в ее отце и матери из глухого села со смешным названием Лягушовка когда-то углядели зажиточных крестьян и врагов. Кстати, мой прадед по отцу, колхозник, также был расстрелян в 1938 году и посмертно реабилитирован в 1989-ом. Поэтому в «Зулейхе» я вижу не попытку очернить или оклеветать историю, а возможность восстановить справедливость и реабилитировать память тех, кто не дождался этого при жизни. А еще это пусть и горькая, но пилюля: не осознав ошибок прошлого, мы не сможем двигаться в будущее.

Зулейха и Игнатов: стокгольмский синдром или попытка примирения?

Лично мне роман Яхиной понравился. По большей части. Я склонна не согласиться с Дмитрием Быковым, который назвал «Зулейху» по сути вторичным произведением по отношению к текстам Чингиза Айтматова.

Роман подкупает тем, что в нем идет речь о судьбе женщины, и что касается стиля, языка, тональности – это восхитительный текст.

Но к сюжету имхо есть вопросы.

Сложно принять тот факт, что Игнатов стал опорой для героев романа, что все они смогли друг с другом примириться.

То, что Зулейхе так нравится Игнатов, а потом между ними случается большое и настоящее чувство – мне кажется несколько натянутым обстоятельством. Потому что примерно половину романа Игнатов достаточно жесток к раскулаченным, ну и как такого потом прощать? А вот сериального Игнатова очеловечили. И к Зулейхе он проявляет больше снисхождения, и вообще выглядит более милосердным по отношению к людям, которых везет. В книге они для него полулюди, трудовой ресурс. Он их подкармливает, чтобы не умерли, чтобы было потом кому на стройках работать.

В рамках художественного произведения финал «Зулейхи», возможно, оправдан потребностью героини любить и быть любимой. То есть любовь и ответное чувство выступают как награда за все испытания. И сама Зулейха - чистое всепрощение (или это просто стокгольмский синдром?). В итоге развязка - торжество жизни, светлый ей гимн.

Фото автора freestocks.org by Pexels.com
Фото автора freestocks.org by Pexels.com

Да, элемент красивой сказки, да, романтический финал, которого многие обычно ждут (я – не очень, если честно). Это в романе слегка разочаровало. И при всей моей положительной оценке, от скепсиса избавиться не получается.

Хотя в глобальном смысле, конечно, понятно, что хотел сказать автор. Два мира – Зулейхи и Игнатова – в художественном мире Яхиной смогли примириться и понять друг друга. В отличие от защитников и противников романа в реальном мире, кстати.

Так кто на самом деле открывает глаза?

Если говорить о собственно сериале, то нельзя не отметить игру Сергея Маковецкого. По-моему, тут 100% попадание в роль доктора Лейбе, который вообще является одним из самых симпатичных персонажей.

Зулейха-Хаматова. Очень люблю Хаматову как актрису и человека, но Зулейху в начале ее пути она давным-давно переросла, причем в хорошем смысле слова. Но зато чем ближе к финалу, тем органичнее смотрится Чулпан в этой роли.

Отдельно очень хочется отметить главную музыкальную тему, заставку и кадры, на которых посреди снежного поля играют четыре девочки - дочери Зулейхи. Это чудесно.

В целом, мне все больше кажется, что сериал получился слабее книги. И вовсе не о Зулейхе, а как раз о красноармейце Игнатове. Это он открывает глаза, осознав, что рядом с ним не враги народа – а сам народ. Вот в чем суть.

Что ж, всему свое время. Впрочем, многие (как та же Упыриха!) способны жить без зрения и слуха.