Полагая, что Заячий (он же Веселый) остров, расположенный в дельте Невы, стратегически больше подходит для строительства цитадели, Пётр I в устье Охты надолго не задержался. Однако он счел это место пригодным для размещения корабелов. Несмотря на многочисленные свидетельства о полном уничтожении Ниеншанца, следы его укреплений, на мысу между Невой и Охтой, можно проследить на картах Петербурга XVIII-XIX вв.
Так на плане 1808г. изображены еще все валы и бастионы крепости, а на плане 1828г. очертания крепости, на месте которой была сооружена верфь, все еще отчетливо прослеживаются в рельефе местности. Сохранявшиеся здесь остатки крепостных бастионов и рвов диктовали свои условия в расположении построек Охтинской верфи.
В начале 1720-х гг. сюда из северных губерний переселили вольных плотников, которым предстояло работать на казенных верфях. Начал формироваться судостроительный кластер. Очевидный поворот в сторону судостроения произошел в судьбе Охтинского мыса в начале XIX в.
В 1802г. Морское ведомство арендовало, а через 4 года приобрело у Смольного института землю Охтинского мыса. В том же году здесь началось строительство Паноптического института, проект которого утвердил сам Александр I. Место, где когда-то сходились русские и шведы, превратилось в грандиозную стройплощадку.
К концу 1809г. года главное здание Паноптического института все-таки построили. Это было деревянное сооружение на каменном фундаменте, которое в плане напоминало звезду: от стоявшей в центре семиэтажной башни лучами отходили пять трехэтажных учебных и производственных корпусов. Форма нового строения, во многом, повторяла конфигурацию Ниеншанца, на руинах которого оно и было воздвигнуто. Вспыхнувший в марте 1818г. пожар уничтожил это оригинальное строение. Восстанавливать Паноптический институт «ввиду громадной стоимости» не стали. В 1808г. при возводимом Паноптическом институте по проекту британского кораблестроителя Вениамина Фомича Стоке строится Охтинская учебная верфь (позднее – Охтинское адмиралтейство). Отсюда в большое плавание ушли корабли, чьи имена стали известны морякам во всех уголках земного шара. Больше полувека это предприятие было одной из ведущих судостроительных баз России.
Однако в начале 1860-х гг., с переходом отрасли от дерева к металлу (железу), Охта стала сдавать свои позиции и в 1882г. было закрыто.
В 1896г. Охтинское адмиралтейство было сдано акционерному обществу «В. Крейтон и К°» в безвозмездную аренду, но с обязательством его переоборудования. Контракт был рассчитан на 35 лет, однако его условия фирма не выполнила. В 1912-м (1913) г. АО, успевшее построить на Охте четыре подводные лодки и несколько надводных кораблей, признали банкротом, контракт с ним расторгли, адмиралтейство вернули в казну.
Вслед за тем, предприятие снова было сдано в аренду – Адмиралтейскому судостроительному заводу (как сообщает краеведческая литература, «для организации производства артиллерийских снарядов» во времена Первой Мировой войны).
В 1914г. предприятие стало называться Петрозаводом. В течении года, Охтинский мыс лишился своего главного украшения, пришедшие в ветхость старые деревянные эллинги, которые выходили к Неве, были разобраны.
Представители Адмиралтейского судостроительного завода хозяйничали на этой территории до ноября 1921г. За последующие десять лет у Петрозавода сменилось еще несколько арендаторов, что не способствовало его развитию. В августе 1931г. его передали в ведение Всесоюзного объединения судостроительной промышленности «Союзверфь». Осенью 1931г. на Охтинском мысу опять стали строить суда.
Во время Великой Отечественной войны на Петрозаводе выпускали корпуса для боеприпасов, ремонтировали и строили корабли для ВМФ.
В конце 1940-х основной специализацией Петрозавода стало крупносерийное производство морских буксиров. Качество продукции Петрозавода было очень высоким: его буксиры разных типов расходились по СССР и даже поставлялись на экспорт. Но увы, в середине 1970 гг. судостроительную программу на Охтинском мысу свернули.
Петрозавод был перепрофилирован на выпуск технологического оборудования для судостроения. Началась реконструкция предприятия. В 1981г. судостроительное предприятие демонтировали.
В 1985г. (1989г.) Петрозавод стал частью совместного советско-шведского предприятия «Седервал(л)ь-Ритм», что было весьма символично для Охтинского мыса. Спустя пару лет, на Петрозаводе была возобновлена судостроительная программа. Тут вновь стали строить суда, а также взялись за производство подводных аппаратов.
В 2001г. предприятие прекратило свое существование. Его корпуса были снесены во второй половине 2000 гг. в связи с планировавшимся возведением «Охта-центра». До наших дней сохранилось только одно здание от бывшего Петрозавода.