Открытие позапрошлого года — говорить функционал в значении «набор возможностей» неправильно. Функционал — это математический термин, обозначающий числовую функцию, заданную на векторном пространстве (что бы это ни значило). А когда речь идёт о возможностях сайтов, приложений и смартфонов, нужно говорить функциональность.
Открытие прошлого года — говорить экспертиза в значении «опыт», «умения» неправильно. Экспертиза — это исследование чего-либо знатоками или специалистами. Говоря «у меня в этой области большая экспертиза», мы совершаем речевую ошибку, так как экспертиза — это процесс.
Открытие этого года — говорить нелицеприятный в значении «неприятный», «плохой» неправильно. Нелицеприятный — не основанный на лицеприятии, на стремлении угодить кому-либо. Беспристрастный и справедливый, другими словами. Получается, это даже комплимент!
Если словари и указывают альтернативные значения этих слов, то с пометкой жарг., разг., или неправ. Интересно, как долго они продержатся под натиском носителей великого и могучего, которым удобно и привычно говорить про функционал сайта, большую экспертизу и нелицеприятных подлецов?
Слово Корнею Ивановичу Чуковскому:
Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости. Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью. Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край. Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо. Но это значение слова уже умерло. Теперь и в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.
— Представьте себе, — говорил он, хватаясь за сердце, — иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!
— Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, — пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем. Между тем нынче во всем Советском Союзе уже не найдешь человека, для которого обязательно значило бы любезно. Нынче не всякий поймет, что разумел Аксаков, говоря об одном провинциальном враче: «В отношении к нам он поступал обязательно»
Если вам интересны материалы о клиентском сервисе и великом могучем русском языке — обязательно ставьте лайки и подписывайтесь на канал.