Что вы скажете о профессоре высшей математики, который не в состоянии сложить один и один?
Что он ничего не понимает в математике.
Даже если он является членом президиума РАН, каждый год летает на симпозиумы в Швейцарию и публикуется в "Сциентисте".
Примерно по той же причине в "Строгановке" не умеют рисовать.И убедиться в этом так же легко каждому человеку.
Подойдите к любому преподавателю и попросите нарисовать квадрат. Это то, с чего начинается курс графики.На первом занятии первого класса детской художественной школы. Просто нарисовать квадрат.
И никто не только в Строгановке - ни в одном высшем художественном учебном заведении не сможет этого сделать.
Он нарисует примерно за пять секунд примерно вот это:
Да, будет аккуратнее, штрих будет качественный, а карандаш от Фабер Касла.
Что же?Разве это не квадрат?Квадрат.
Только задача была не начертить квадрат, а нарисовать.
Если сказать это вслух, то вы вгоните человека в ступор.
Он спросит "а какая разница"?
И это то же самое, как если бы профессор высшей математики вместо того, чтобы сложить один и один, умножил один на один и потом бы сказал - какая разница?
Человек, который не понимает разницы между начертить и нарисовать, очевидно, не умеет ни того, ни другого.
В музыкальных школах ставят человеку слух и голос.
В художественных школах делают человека слепым и глухим.
глухим к смыслу и музыке линии и пространства.
Живопись - это не ксерокопия окружающего мира. Даже улучшенная, пропущенная через дуршлаг приемов и техник.
Реальность - это натянутая струна .
А рисунок, картина - это отзвуки , которая появляется, когда ум художника прикасается к этой струне.
Тот, кто понимает это , нарисовал бы квадрат вот так:
Или вот так:
Или даже вот так:
Когда композитор пишет музыку, он не пытается при помощи музыкальных инструментов скопировать реальность.
Если бы Моцарт при помощи скрипки и фагота воспроизвел точно плач и стенания по усопшему, он никогда бы не написал Реквиема.
Вы можете себе представить стихотворение Пушкина
"Я помню чудное мгновение с 8 до 8.01 утра передо мной между дверью и вазой с цветами явилась Анна Петровна Керн в белом платье с сиреневым шарфом"?
Смешно?
Но это именно тем, чему учат в художках - средних и высших.
Учат красками и карандашом создавать мертвые копии жизни.
Деревья, которые не шелестят листьями, воду, которая не течет, облака, которые не исчезают, и дождь, который застыл льдом на несуществующих глазах.
Самое смешное, что при этом художественным достоинством картины они считают то, насколько далеко она отклонилась от действительности.
И музыка, и поэзия и живопись (настоящая живопись) не существуют сами по себе. Они всегда взаимодействуют с человеком , с его сознанием, опытом, переживаниями. И сознательно оставляют свободное место для них.
В этом сила Псалтири, в этом сила икон
В этом суть поэзии Басё и Исса , суть гравюр Хокусая и Андо Хиросигэ.
Это суть концепции югэн - когда объект закончен, он мертв.
Жизнь проявляется в его незаконченности - свободном месте, оставленном для Духа.
Когда музыка достигает конца, она исчезает.
Когда стихотворение достигает конца, оно заканчивается. Герои перестают действовать, мысль перестает двигаться.
Законченный гипсовый шар на картине - это надгробие над действительным шаром.
Который то заливается солнечным светом, то погружается в сумрак дождя, в котором то рефлексируют цветы , то его закрывает ваза и драпировки.
Но на картине этого никогда не будет. Она закончена - и во веки мертва.
Это концепция"дамэ" в го.
Когда камни теряют все "дамэ"- все свободное пространство вокруг них - они умирают, исчезают.
Чтобы быть живой, картина должна дышать.
Она должна иметь свободу распространяться и расти.
Это не что-то непонятное, умозрительное и труднодоступное.
Это основа , принцип, фундамент живописи.
И ни в одном художественном учебном заведении о нем не имеют ни малейшего представления.
В Строгановке не умеют рисовать. Там умеют клепать надгробия.