Об этой модификации вертолёта Ми-8 до недавнего времени я знал очень мало информации. Она удивила меня вдвойне: мало того, что данный борт был первым в своем роде, так ещё я жил рядом с ним более 10 лет, не подозревая о его существовании. Речь идет о вертолёте Ми-8КП "Сайгак", который долгое время эксплуатировался в г. Троицке Челябинской обл.
Ми-8КП в документах обозначался, как - ВзПУ ПСС КА (воздушный пункт управления спасательной службы космических аппаратов). Является одной из первых спецмодификацией серийного вертолёта Ми-8.
Изначально с конвейера сошел как Ми-8П (пассажирский). Затем был переделан в "КП"-версию в филиале МВЗ при Казанском вертолётном заводе.
Ми-8КП был передан для первого этапа совместных испытаний в 1969 году. В ходе испытаний были выявлены недостатки, которые вскоре были устранены.
Весной 1971 года вертолёт поступил на второй этап совместных гос. испытаний, которые прошли успешно. Далее Ми-8КП передали ВВС. Его неоднократно модернизировали.
Борт получил з/н 0814. В формуляре числился как доработанная версия Ми-8П. На борту имел обозначение №10. Эксплуатировался в 113 ОВП ПСС ВКС (г. Троицк, Челябинская обл.). Далее часть была переименована в 316 ОВЭ, однако по факту вертолёт эксплуатировался в том же месте.
За время эксплуатации он проходил три ремонта: самый первый в 1975 году 202 АРЗ (в/ч 36859, Каунас); затем в 1981 и1988 году 358 АРЗ (в/ч 13850, Омск).
После 1995 года вертолёт уже не эксплуатировался. Был установлен в качестве памятника возле КПП аэродром части, где эксплуатировался.
В/ч 69806-5 в 2011 году прекратила своё существование, а вместе с этим исчез и памятник.
Сейчас на аэродроме проводят городские праздники, однако по своему прямому назначению он не используется.
Как вы могли уже догадаться из названия статьи, на территории Троицкого аэродрома базировались вертолёты, которые занимались проведением встречи космонавтов. Их перевозили с места посадки на аэродром с 1963 года. Сейчас эскадрильи переведены в другие города - Каменск-Уральский и Южноуральск.
Оборудование Ми-8КП «Сайгак»
У экипажа находилась радиостанция Р-846, Р-832 и Р-860-1.
Группа управления (командир, 2 радиста и связист) пользовалась стационарными станциями: КВ радиостанция Р-847ЭО «Комета»; УКВ радиостанция Р-802ВЯ «Голубь»; Вторая радиостанция Р-832, а также радиоприёмник Р-87бЭО «Призма-2».
Также группа управления был оснащена и носимыми станциями: Р-809М, Р-858, Р-855У, радиоприемник Р-811. Помимо вышеперечисленного, на вертолете имелась следующая аппаратура:
1. Аппаратура М-125М «Фиалка-М» с ДКМ «Ландыш».
2. Переговорное устройство СПУ-7;
3. Аппаратура ЗАС 9-18 «Яхта» (или 19-18 «Заря»);
4. Громкоговорящее устройство СГУ-15;
5. Магнитофоны МС-61С и МС-61Н;
6. Радиомаяк-ответчик РМ-2М;
7. Два полевых телефона ТА-57 с коммутатором П-193М;
8. Радиокомпас АРК-У2;
Дополнительно на вертолёт устанавливались антенны:
- Р-802ВЯ – на грузовой створке;
- Р-832 – в верхней части хвостовой балки;
- Р-876 – тросовая.
Перед встречей космонавтов на земле развертывалась штыревая антенна Р-847ЭО и дискоконусные антенны Р-802ВЯ, Р-832.
Питание всех приборов осуществлялось с помощью доп. преобразователя ПО-3000 (в воздухе), а также 3 аккумуляторных батарей. На земле использовалась ВСУ АИ-8 на отдельной тележке с лебёдкой БЛ-47.
Командный пункт развертывался на земле четырьмя членами экипажа. На всю работу у них уходило 28 минут. На борту Ми-8КП имелись две палатки, а также топливные баки ёмкостью 445, 1140 и 1030 л.
Масса пустого Ми-8КП - 7920 кг. Взлётная - 11440 кг.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации! Также советую подписаться на telegram-канал Авиатехник! Там выходят не менее интересные статьи!
Читайте далее:
Ту-16 «Циклон». Каким образом он разгонял радиоактивные облака над Чернобыльской АЭС? Отвечает авиатехник