Найти в Дзене
Авиатехник

Ми-8КП "Сайгак" - воздушный пункт управления поисково-спасательной службы космических аппаратов. Рассказывает авиатехник

Оглавление

Об этой модификации вертолёта Ми-8 до недавнего времени я знал очень мало информации. Она удивила меня вдвойне: мало того, что данный борт был первым в своем роде, так ещё я жил рядом с ним более 10 лет, не подозревая о его существовании. Речь идет о вертолёте Ми-8КП "Сайгак", который долгое время эксплуатировался в г. Троицке Челябинской обл.

1988г в а/п Кольцово Ми-8КП
1988г в а/п Кольцово Ми-8КП

Ми-8КП в документах обозначался, как - ВзПУ ПСС КА (воздушный пункт управления спасательной службы космических аппаратов). Является одной из первых спецмодификацией серийного вертолёта Ми-8.

Изначально с конвейера сошел как Ми-8П (пассажирский). Затем был переделан в "КП"-версию в филиале МВЗ при Казанском вертолётном заводе.

Бывш. В/ч 69806-5
Бывш. В/ч 69806-5

Ми-8КП был передан для первого этапа совместных испытаний в 1969 году. В ходе испытаний были выявлены недостатки, которые вскоре были устранены.

Весной 1971 года вертолёт поступил на второй этап совместных гос. испытаний, которые прошли успешно. Далее Ми-8КП передали ВВС. Его неоднократно модернизировали.

Источник: https://russianplanes.net/id145494 На фотографии видно, что иллюминаторы на Ми-8КП квадратные,как у пассажирской версии.
Источник: https://russianplanes.net/id145494 На фотографии видно, что иллюминаторы на Ми-8КП квадратные,как у пассажирской версии.

Борт получил з/н 0814. В формуляре числился как доработанная версия Ми-8П. На борту имел обозначение №10. Эксплуатировался в 113 ОВП ПСС ВКС (г. Троицк, Челябинская обл.). Далее часть была переименована в 316 ОВЭ, однако по факту вертолёт эксплуатировался в том же месте.

За время эксплуатации он проходил три ремонта: самый первый в 1975 году 202 АРЗ (в/ч 36859, Каунас); затем в 1981 и1988 году 358 АРЗ (в/ч 13850, Омск).

После 1995 года вертолёт уже не эксплуатировался. Был установлен в качестве памятника возле КПП аэродром части, где эксплуатировался.

В/ч 69806-5 в 2011 году прекратила своё существование, а вместе с этим исчез и памятник.

Источник: http://sandyfoto.ru/gorod-troitsk-36.html
Источник: http://sandyfoto.ru/gorod-troitsk-36.html

Сейчас на аэродроме проводят городские праздники, однако по своему прямому назначению он не используется.

-5

Как вы могли уже догадаться из названия статьи, на территории Троицкого аэродрома базировались вертолёты, которые занимались проведением встречи космонавтов. Их перевозили с места посадки на аэродром с 1963 года. Сейчас эскадрильи переведены в другие города - Каменск-Уральский и Южноуральск.

Оборудование Ми-8КП «Сайгак»

У экипажа находилась радиостанция Р-846, Р-832 и Р-860-1.

Группа управления (командир, 2 радиста и связист) пользовалась стационарными станциями: КВ радиостанция Р-847ЭО «Комета»; УКВ радиостанция Р-802ВЯ «Голубь»; Вторая радиостанция Р-832, а также радиоприёмник Р-87бЭО «Призма-2».

Также группа управления был оснащена и носимыми станциями: Р-809М, Р-858, Р-855У, радиоприемник Р-811. Помимо вышеперечисленного, на вертолете имелась следующая аппаратура:

1. Аппаратура М-125М «Фиалка-М» с ДКМ «Ландыш».

2. Переговорное устройство СПУ-7;

3. Аппаратура ЗАС 9-18 «Яхта» (или 19-18 «Заря»);

4. Громкоговорящее устройство СГУ-15;

5. Магнитофоны МС-61С и МС-61Н;

6. Радиомаяк-ответчик РМ-2М;

7. Два полевых телефона ТА-57 с коммутатором П-193М;

8. Радиокомпас АРК-У2;

Дополнительно на вертолёт устанавливались антенны:

- Р-802ВЯ – на грузовой створке;

- Р-832 – в верхней части хвостовой балки;

- Р-876 – тросовая.

Перед встречей космонавтов на земле развертывалась штыревая антенна Р-847ЭО и дискоконусные антенны Р-802ВЯ, Р-832.

Питание всех приборов осуществлялось с помощью доп. преобразователя ПО-3000 (в воздухе), а также 3 аккумуляторных батарей. На земле использовалась ВСУ АИ-8 на отдельной тележке с лебёдкой БЛ-47.

Командный пункт развертывался на земле четырьмя членами экипажа. На всю работу у них уходило 28 минут. На борту Ми-8КП имелись две палатки, а также топливные баки ёмкостью 445, 1140 и 1030 л.

Масса пустого Ми-8КП - 7920 кг. Взлётная - 11440 кг.

Примерно так в 70-х годах экипаж Ми-8КП осуществлял встречу космонавтов. К сожалению, мне не удалось найти фотографию тех лет, поэтому в качестве примера я привел более современную встречу.
Примерно так в 70-х годах экипаж Ми-8КП осуществлял встречу космонавтов. К сожалению, мне не удалось найти фотографию тех лет, поэтому в качестве примера я привел более современную встречу.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации! Также советую подписаться на telegram-канал Авиатехник! Там выходят не менее интересные статьи!

Читайте далее:

Ту-16 «Циклон». Каким образом он разгонял радиоактивные облака над Чернобыльской АЭС? Отвечает авиатехник

-7