Автор
«…природа взялась за красный карандаш, чтобы навести ревизию. …со всех сторон на Индию двинулась холера. … Ревизия была проведена основательно и беспощадно».
Р. Киплинг «Без благословения церкви»
Природа в очередной раз взялась за свой красный карандаш и стала редактировать списки живущих. В этот раз она почему-то стала действовать не вслепую, а в духе социал-дарвинизма, с пристрастием вычитывая не особо здоровых и старых. Иногда она не внимательно всматривается в цифры возраста и путает свои же карты. Всё это не впервой.
Но ни одна эпидемия за историю человечества не породила такого активного поверх государственных барьеров и даже поверх разных идеологий поиска, как уберечься от коронавируса, как минимизировать человеческие жертвы, как противостоять природе. Это окрыляет и вселяет надежды, - что ни говори, а цена человеческой жизни в истории хоть сколько-то, но растет. И эта самая обыкновенная человеческая жизнь, без отсылок к ее «социальному капиталу» и доказанной «полезности обществу» становится мерилом всех остальных ценностей.
Экономическая глобализация конца ХХ начала XXI века дала трещину, но глобализация общей беды и общего информационного пространства делает свое дело. Общие ролики о превратностях жизни в карантине, домашние концерты, музыкальные шутки и бытовые сюжеты, понятные без перевода, соединяют самоизолировавшихся всех стран, а богатый фольклор на тему коронавируса демократично пронизывает смехом все слои общества.
В атмосфере планетарного карантина рождаются грезы, надежды и тревоги о недалеком пост-коронавирусном будущем. Философы и биоэтики (например, Паола Кавальери и Питер Сингер) говорят, что самое время отказаться от пагубных человеческих привычек есть что ни поподя, глобально скорректировать систему питания, стать менее плотоядными. Это снизит риск новых эпидемий, которые в наше время неизбежно превратятся в пандемии. Мечтать, конечно, можно, но антропологический научный факт, что пищевые привычки – самые консервативные, они с легкостью уживаются с глобализацией и урбанизацией всего мира, и каждый народ, вкусив соседских яств, не расстается со своей традиционной кухней.
Да и в «мокрых» ли рынках дело? Новый вирус в запасе у природы всегда найдется. Как говориться Кесарю кесарево… Дело врачей лечить и создавать вакцину.
Наше дело отрефлексировать, «что день грядущий» нам готовит. Нынешняя точка бифуркации называется коронавирусом, и она «минирует» наше будущее множеством проблем. Укажем лишь на две из них.
Первая – это «невидимые» косвенные жертвы пандемии – потерявшие работу, бизнес, попавшие в какую-то из многочисленных «ситуаций невозможности», спровоцированных короной. В отличие от закрытия «мокрых рынков» и перспективы обретения человечеством новой мудрости, о «невидимых жертвах» говорим не как об одном из вероятных сценариев развития событий, не в сослагательном наклонении, а как о факте фатальном. Тут привычным образом «бытие определяет сознание», надо просто реально оценить масштабы бедствия и помощи, и здесь слово не за романтиками-философами, а за экономистами, которые должны убедить Левиафана, что бывают времена, когда надо быть щедрым и добрым, в том числе для его же пользы.
А вторая проблема – как после состояния полной мобилизации, когда всеобщей угрозой оправдывается тотальный контроль за всеми и вся, вернуться хотя бы к тем скромным свободам и благам, что у нас были. Чтобы законы военного времени не стали нормой мирной жизни. Вон, на Филиппинах уже расстреливают в случае несоблюдения мер самоизоляции. Есть реальные риски, что репрессии по отношению тех, кто нарушил режим - пропуска, отчеты, распознавание лиц, кто куда пошел, и докажите, что вам действительно надо – обернется для нас «цифровым концлагерем».
Около года назад читали с ужасом о том, как власти Китая используют для слежки за мусульманами, проживающими в Синьцзя?н-Уйгу?рском районе, новейшие приложения сканирование зрачка (строго необходимо даже при переходе из одного района города в другой). Возмущались системе пластиковых карт для учета «социальных кредитов», которые автоматически оценивают все поступки человека с точки зрения идеологического соответствия и определяющая его рейтинг в социальной иерархии. Система «социальных кредитов» автоматически делает человека либо изгоем, либо «правильным» гражданином, который может покупать еду в хороших магазинах, путешествовать по стране, летать на самолётах: «Искусственный интеллект делит общество на «безопасных», «нормальных» и «опасных» граждан. В расчёт принимаются возраст, вероисповедание, судимости и контакты с иностранцами» . На подходе уже ДНК-технологии и генотипирование для нужд полиции.
Вчера читали как о далеком, сегодня – испугано дискутируем, что собираются делать эти технологии на наших улицах. Под сурдинку коронавируса Большой Брат лоббирует свои интересы. И в отличие от лоббистов биоэтики у него больше шансов.
Вирус утихнет рано или поздно, даже эпидемии чумы в средние века и то проходили. А система тотального контроля и апология его какими-то угрозами – их всегда можно найти или придумать – останется и прорастет в головах людей.
Автор
Тендрякова Мария Владимировна
старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, научный сотрудник Школы антропологии будущего РАНХиГС
Москва