Арт-терапия в сочетании с правильно заданными вопросами помогает понять даже замкнутого ребенка. Бывает, самые общительные дети не всегда готовы отвечать на прямые вопросы взрослых. Но самостоятельно справиться с эмоциями малышам не под силу. Под гнетом переживаний ребенок вдруг может стать плаксивым, отказываться от еды, а может просто не отходить от мамы.
И тут важно понять, что чувствует малыш, и озвучить ему эти чувства. Тем самым показав, что вы его понимаете, что с ним все в порядке, вы разделяете его чувства и готовы поддержать.
Но порой причина может быть такой неожиданной, что родители не могут ее распознать. Взрослые в недоумении: что происходит?
Вот тут раскрывается вся ресурсность арт-терапии!
Хочу показать вам в действие такой метод диагностики и терапии, как составление книги сказок.
У ребенка проблема, в течение недели он боится засыпать самостоятельно, хотя до этого всегда спокойно засыпал в своей кроватке без слез и пререканий. Но вот уже неделю четырехлетний мальчик плачет, плач переходит в сильнейшую истерику и крик, мальчик наотрез отказывается оставаться в комнате один.
Днём мы садимся с ним делать книгу. Предлагаю создать книгу "Спать пора", вот мы нарисовали бельчат, спящих в дупле, зайчат, спящих в норе, кита спящего в океане, котенка на кресле, тут ребенок подключается: а давай нарисуем крота, спящего в земле. А потом говорит:
- А давай ещё лису нарисуем. Только она не будет спать. Она все время не спит.
- Почему же она не спит?
- Она одна не может спать, потому что боится громкоговорителя.
И вот выясняется причина, по которой ребенок боится оставаться один в комнате. Несколько дней возле дома мальчика в динамики громко объявляли правила безопасности, чем, оказывается, ребенок был очень напуган, что боялся оставаться один.
Ребенок рисует лису с взъерошенной шерстью, вокруг нее рисует много окон, рисует звук из динамиков в виде цветных пятен.
- Лиса не спит, а боится. Много думает. Как я.
- О чем она думает?
- Она думает, что громкоговоритель страшный, а на самом деле это просто звук.
- Скажи лисе, чтоб она не боялась, что она в безопасности, что все спокойно и хорошо. Что можно не переживать, этот звук мы лишь слышим, он не может ей навредить.
Ребенок говорит все это лисе.
- Как думаешь, что лисе могло бы помочь не бояться?
- Может быть, наушники. А может быть, ей спать под крышей - на мансарде - говорит мальчик.
Рисуем новую картинку, где лиса спокойно спит под крышей.