Найти тему

Истерики ребенка: ищем функцию поведения. Часть 3

Если ребенок клянчит игрушки так, унесите его из магазина
Если ребенок клянчит игрушки так, унесите его из магазина

Часть четвертая. Функции поведения

Источник: Курсы АBA Юлии Эрц и мое некомпетентное мнение

ABA-терапия различает 4 основные функции поведения: аутостимуляция, избегание/уклонение, получение желаемого, привлечение внимания. Иногда в поведении есть несколько функций.

Чтобы бороться с каким-либо поведением, необходимо определить его функцию, т.к. способы борьбы могут различаться в зависимости от функций. Есть специальный опросник-определитель типа поведения для педагогов и родителей, вот он:

Если мы поймем для чего ребенок ведет себя именно так, мы сможем лучше влиять на его поведение.

Инструменты влияния описаны в двух предыдущих материалах, вот и вот.

1. Избегание/уклонение - ребенок чего-то то не хочет делать (учиться, убираться, соблюдать правила поведения и т.п.)

Что можно:

NCR - во время занятий дайте время для перерыва до того, как ребенок будет вертеться ужом на стуле.

Обеднение среды: уберите то, что отвлекает или пугает ребенка.

Обогащение среды: сделайте задания интересными и простыми, двигайтесь маленькими шажками, от простого к сложному, подсказывайте, постепенно убирая подсказку.

Дифференциальное усиление: поощряйте ребенка за труд и прилежание (мы предлагаем мультики за участие в уборке, игрушки и конфеты за занятия, а нахаляву практически ничего не даем), учите его просить перерыв и обозначать усталость/трудность задания словами.

Что нельзя: позволять избегать того, что ребенок не хочет (занятий, уборки, мытья), наказывать тайм-аутом. Многие дети лучше постоят в углу, чем будут учить уроки.

Если ребенок не хочет собирать пазл из четырех кусочков, дайте ему пазл из двух или дайте подсказку, или дайте пазл на другую, интересную ему тему. Но не позволяйте ребенку избегать задания!

2.Доступ к желаемому - ребенок чего-то хочет и добивается этого деструктивными методами: орет, ворует, отнимает, просто занимается не тем, что от него требуется, например, хочет рассматривать и вертеть в руках предмет для занятий, а не заниматься.

NCR - дать то, что нужно ребенку заранее, если это допустимо.

Дифференциальное усиление: научить ребенка просить внимания словами/карточками, а не истериками и принимать отказ.

Игнорировать деструктивные просьбы.

Нельзя: позволять ребенку выреветь желаемое.

Честно говоря, я - злая тетка. Я могу дать ребенку то, что не планировала , если он красиво попросит. Но если меня разозлят, я превращаюсь в мегеру. Могу объект вожделений отправить в мусорку, это хорошему ребенка не учит (он может тоже что-нибудь выкинуть), но губешку закатывает хорошо.

У меня тут на днях сын капризничал: хотел пускать пузыри из зеленой, а не из красной бутылки, а в красной было еще полно мыльной жидкости. В итоге сын сам открыл зеленую бутылку и перевернул содержимое. Сын вытер пол на балконе, а бутылка с остатками пены отправилась в мусорку.

3.Привлечение внимания - ребенок хочет общения с вами, но добивается вашего внимания деструктивными способами, например пинает брата ли сестру/бьет вас/закатывает скандал/кидается предметами.

Что можно:

NCR - посмотрите, в какое время и при каких условиях ребенок ведет себя плохо, уделяйте внимание ребенку заранее. Сделайте распорядок внимания. Например, поиграли - пошли мыть пол, позанимались - поработали, пощекотали ребенка - пошли готовить и т.п. Сделайте карточки, расписание, обозначающие ваше личное время и то время, которое вы проводите вместе.

Диффренциальное усиление. Учите ребенка занимать самого себя, просить вашего внимания словами/карточками, а не истериками.

Игнорируйте попытки привлечь ваше внимание деструктивными способами (уходите из комнаты). Изолируйте ребенка в отдельном помещении или на стуле (тайм аут) или изолируйтесь сами, если это безопасно для ребенка и окружающих.

У нас так, если ребенок бьет одного из родителей, родитель демонстративно запирается в ванной /запирает там ребенка на 30 сек., в зависимости от величины проступка, говоря: "Я не хочу с тобой общаться".

Что нельзя:

Обращать на ребенка внимание, в том числе отчитывать, читать нотации, заставлять что-либо делать. Это все как раз форма внимания. Если поведение ребенка небезопасно, просто отведите ребенка за руку к месту наказания. Будьте строги, сухи, немногословны.

4. Аутостимуляция - самый сложный и плохо поддающийся коррекции вид поведения.

Т.к. я сама человек с аутостимуляциями, я по ней я накатала полную простынку отсебятины.