Найти в Дзене
Автоэстетика

Пропеллер вместо карданного вала

История создания Leyat Helica – автомобиля на воздушной тяге.

Марсель Леят (Marsel Leyat)
Марсель Леят (Marsel Leyat)

Это было время когда автомобиль мог быть любым и его еще можно было изобретать на свой вкус, страх и риск. И профессиональных автоинженеров еще не было.

Вот и Марсель Леят начинал с самолетов. В 20 лет он построил планер, позже добавив к нему мотор, в 24 – участвовал в постройке настоящего самолета. Позже он изучал аэродинамику винтов, и его работы, эксперименты и патенты в этой области здорово поспособствовали развитию воздухоплавания того времени. А дальше он занялся тем, что вписало его имя в историю автомобилестроения – создал первый серийный автомобиль на винтовой тяге.

Поскольку Леят болел небом и считал авиационные технологии самыми прогрессивными, он смело применил множество из них в своем автомобиле, ставшем прототипом Элики. Так в 1913 году появляется Helicocycle.

-2

Движитель – двухлопастной винт, как в самолете, прикрепленный прямо к мотору. Двухцилиндрового мотора на 5 лошадиных сил с воздушным, конечно же, охлаждением хватало, чтобы разогнаться до 80 км/ч.

В автомобиле отсутствует трансмиссия – это делает его легче, дешевле, проще в изготовлении и долговечнее. Леят уделяет огромное значение аэродинамике, поэтому проектирует кузов каплеобразной, обтекаемой формы, как фюзеляж самолета. Для облегчения его изготавливают целиком из дерева. Водитель и пассажир сидят друг за другом – опять-таки как в самолете.

Первая версия Эликоцикля
Первая версия Эликоцикля

Колес из экономии тоже было три – два на передней оси и одно управляемое сзади. Причем колеса Леят разработал сам.

Управлялся Эликоцикль двумя ручками. Одна – это акселератор, другой управлялось рулевое колесо сзади.

Вторая версия Эликоцикля - она отправилась на Вторую Мировую
Вторая версия Эликоцикля - она отправилась на Вторую Мировую

Но массовое производство пришлось отложить – наступила Первая Мировая война, на которой Леят занимался конечно же самолетами, а его прототип служил в артиллерийском полку.

С 1919 года он возвращается к работам над автомобилем, получившим теперь название Helica. Элика – значит пропелллер, логично.

-5

В основе это был все тот же Эликоцикль с винтом на моторе и с деревянным обтекаемым кузовом.

Деревянный каркас в основе кузова
Деревянный каркас в основе кузова
Каркас кузова и сиденье пассажира - почувствуйте атмосферу, так сказать!
Каркас кузова и сиденье пассажира - почувствуйте атмосферу, так сказать!

Но во-первых колес стало четыре. Эликоцикль был неустойчивым и трудноуправляемым – и эту проблему удалось решить.

Четыре колеса и то, как поворачивалась задняя ось - вся целиком
Четыре колеса и то, как поворачивалась задняя ось - вся целиком

Барабанные тормоза, интегрированные в передние колеса приводились цепным приводом с педалью на каждое в отдельности.

Спроектированные Леятом диски с барабанными тормозами
Спроектированные Леятом диски с барабанными тормозами

И главное, пропеллер спрятали за сетку, что решило проблему с безопасностью использования Элики. Винт на 1800 оборотах мог порубить все, что встретится ему на пути.

Фотографий сетки нет, посмотрите на винт на нескольких сохранившихся Эликах
Фотографий сетки нет, посмотрите на винт на нескольких сохранившихся Эликах
Мотор заводился как полагается авиационному - от внешнего усилия, как бензопила сейчас
Мотор заводился как полагается авиационному - от внешнего усилия, как бензопила сейчас

Надо признать, что по своему идея была удачной: при весе кузова в 250-300 кг (!), расход топлива был 8 литров на сотню. Отличные показатели!

-12

Всего было построено 10 штук. Позже появилась версия «спорт» (открытая то есть) и даже грузовик – с местом для груза сзади.

Три Элики во дворе фабрики
Три Элики во дворе фабрики
Спортивная версия Элики
Спортивная версия Элики

А в 1921 году появился седан, который Леят экспонировал на Парижской автомобильной выставке, где Элика привела всех в восторг. Леят даже получил 600 заказов, но не смог найти спонсора для серийного изготовления – Элики изготавливались вручную и с небольшой скоростью.

Элика седан
Элика седан
-16

После 1921 года было построено еще 10 штук, и общее количество выпущенных машин составило 23 единицы. Это не считая варианты для железной дороги, которые использовали как дрезины.

Элика с возможностью двигаться по жд
Элика с возможностью двигаться по жд

А в 1926 году Леят был вынужден прекратить производство. И на это были причины.

В двадцатые годы автомобильное производство пошло по другому пути – мощные моторы, цельнометаллические кузова, а Элика уже тогда смотрелась фриком в общем потоке.

-18

Кроме того были у автомобиля и принципиальные минусы. Про огромный винт, представляющий опасность для стоящих впереди я писал. Тот же самый винт создавал сильный поток воздуха – так что водителю и пассажиру было мягко говоря дискомфортно. Ну и представьте, какую пыль и дискомфорт создавал этот автомобиль на улице – для других участников движения!

-19

Управляемость еще один существенный минус, особенно на больших скоростях. Все-таки тут заложен принцип самолета и автомобиль, имея каплевидную форму, норовил потерять контакт с землей. Похожие проблемы будут через десяток лет у Димаксиона конструкции Ричарда Фуллера.

-20

В продолжении темы аэродинамических автомобилей можно прочитать мою статью про Димаксион – автомобиль, спроектированный архитектором, имевшим не менее авангардный вид и несчастливую судьбу - статья тут