История создания Leyat Helica – автомобиля на воздушной тяге.
Это было время когда автомобиль мог быть любым и его еще можно было изобретать на свой вкус, страх и риск. И профессиональных автоинженеров еще не было.
Вот и Марсель Леят начинал с самолетов. В 20 лет он построил планер, позже добавив к нему мотор, в 24 – участвовал в постройке настоящего самолета. Позже он изучал аэродинамику винтов, и его работы, эксперименты и патенты в этой области здорово поспособствовали развитию воздухоплавания того времени. А дальше он занялся тем, что вписало его имя в историю автомобилестроения – создал первый серийный автомобиль на винтовой тяге.
Поскольку Леят болел небом и считал авиационные технологии самыми прогрессивными, он смело применил множество из них в своем автомобиле, ставшем прототипом Элики. Так в 1913 году появляется Helicocycle.
Движитель – двухлопастной винт, как в самолете, прикрепленный прямо к мотору. Двухцилиндрового мотора на 5 лошадиных сил с воздушным, конечно же, охлаждением хватало, чтобы разогнаться до 80 км/ч.
В автомобиле отсутствует трансмиссия – это делает его легче, дешевле, проще в изготовлении и долговечнее. Леят уделяет огромное значение аэродинамике, поэтому проектирует кузов каплеобразной, обтекаемой формы, как фюзеляж самолета. Для облегчения его изготавливают целиком из дерева. Водитель и пассажир сидят друг за другом – опять-таки как в самолете.
Колес из экономии тоже было три – два на передней оси и одно управляемое сзади. Причем колеса Леят разработал сам.
Управлялся Эликоцикль двумя ручками. Одна – это акселератор, другой управлялось рулевое колесо сзади.
Но массовое производство пришлось отложить – наступила Первая Мировая война, на которой Леят занимался конечно же самолетами, а его прототип служил в артиллерийском полку.
С 1919 года он возвращается к работам над автомобилем, получившим теперь название Helica. Элика – значит пропелллер, логично.
В основе это был все тот же Эликоцикль с винтом на моторе и с деревянным обтекаемым кузовом.
Но во-первых колес стало четыре. Эликоцикль был неустойчивым и трудноуправляемым – и эту проблему удалось решить.
Барабанные тормоза, интегрированные в передние колеса приводились цепным приводом с педалью на каждое в отдельности.
И главное, пропеллер спрятали за сетку, что решило проблему с безопасностью использования Элики. Винт на 1800 оборотах мог порубить все, что встретится ему на пути.
Надо признать, что по своему идея была удачной: при весе кузова в 250-300 кг (!), расход топлива был 8 литров на сотню. Отличные показатели!
Всего было построено 10 штук. Позже появилась версия «спорт» (открытая то есть) и даже грузовик – с местом для груза сзади.
А в 1921 году появился седан, который Леят экспонировал на Парижской автомобильной выставке, где Элика привела всех в восторг. Леят даже получил 600 заказов, но не смог найти спонсора для серийного изготовления – Элики изготавливались вручную и с небольшой скоростью.
После 1921 года было построено еще 10 штук, и общее количество выпущенных машин составило 23 единицы. Это не считая варианты для железной дороги, которые использовали как дрезины.
А в 1926 году Леят был вынужден прекратить производство. И на это были причины.
В двадцатые годы автомобильное производство пошло по другому пути – мощные моторы, цельнометаллические кузова, а Элика уже тогда смотрелась фриком в общем потоке.
Кроме того были у автомобиля и принципиальные минусы. Про огромный винт, представляющий опасность для стоящих впереди я писал. Тот же самый винт создавал сильный поток воздуха – так что водителю и пассажиру было мягко говоря дискомфортно. Ну и представьте, какую пыль и дискомфорт создавал этот автомобиль на улице – для других участников движения!
Управляемость еще один существенный минус, особенно на больших скоростях. Все-таки тут заложен принцип самолета и автомобиль, имея каплевидную форму, норовил потерять контакт с землей. Похожие проблемы будут через десяток лет у Димаксиона конструкции Ричарда Фуллера.
В продолжении темы аэродинамических автомобилей можно прочитать мою статью про Димаксион – автомобиль, спроектированный архитектором, имевшим не менее авангардный вид и несчастливую судьбу - статья тут