Итак, уже проветрили комнату и готовы к дыхательной гимнастике. Сегодня будем дуть на "лодочку". В качестве лодочки подойдет ореховая скорлупа.
Развиваем моторику и учим цифры. Перед занятием заранее замешиваем соленое тесто (2 части муки, 1 часть соли экстра, вода - столько, сколько нужно для достаточно крутого теста, не прилипающего к рукам). Прячем в тесте приготовленные пластмассовые цифры (деревянные я тоже прятала, дерево не пострадает, если быстро достать и очистить). А во время занятия предлагаем ребенку отыскать "сокровища". Каждую найденную ребенком цифру отчетливо называем. Кладем перед ребенком цифры так, чтобы он их видел правильно, а не вверх ногами. Некоторые дети брезгливы и не любят опускать свои руки в тесто. Такие "ученики" (если они еще не говорят) хватают мою руку и опускают ее в тесто, показывая, чтобы я выполнила "поиск" сама. В этом случае я не настаиваю, вытаскиваю половину цифры из теста и дальше предлагаю доделать это ребенку.
Дальше мы выполним упражнение для развития моторики, пространственного мышления и памяти. Это вязание морского узла. Практика показывает, что уже с четырех лет ребята начинают понимать, что от них хотят. Итак, берем шнурок. Узел, который мы будем завязывать, называется беседочным (ребенку это необязательно знать).
1. Один конец веревки привязываем к ручке шкафа. С помощью другого конца делаем петельку. Объясняем, что это норка.
2. Пропускаем в петельку свободный конец веревки, (но не затягиваем!). Объясняем, что кончик веревки - это ЗАЙЧИК, он выбежал из норки погулять.
3. Теперь тот кончик - зайчик, который только что пропустили в петлю, мы поднимаем вверх и заводим за свисающий канат (между шкафом и свисающим канатом). Ребенку показываем на канат и говорим, что это - ДЕРЕВО. Зайчик побежал вокруг дерева.
4. После того, как зайчик оббежал вокруг дерева. он возвращается обратно в норку. Свободный конец веревки просовываем обратно. Внимание! После того, как засунули кончик в "норку" тянем за петельку. Тогда получится петля как на фото.
Для ребят, которым еще не исполнилось 4 года, предлагаю другое задание на развитие мышления и эрудиции. Мы будем взвешивать брелоки и игрушки с петельками. В качестве весов подойдут детские мобили. Но если их в доме нет - не расстраивайтесь. Заменяем их обычными плечиками для одежды.
Осталось ребенку объяснить, что та игрушка, в сторону которой наклоняются наши "весы" - тяжелее. А та игрушка, которая подскакиваетт верх - легче.
Ребенку также следует сказать: "Сейчас мы попробуем пользоваться своими ладошками, как весами. Вытяни, пожалуйста, руки. ладонями вверх". Положите ребенку на каждую ладошку две игрушечки. Попросите сравнить, какая тяжелее. Предложите проверить его догадку на мобиле или плечиках для одежды.
Следующее задание развивает глазомер, пространственное восприятие. Это аппликация. Для маленьких детей готовим наклейки и вырезаем из зеленой бумаги лист кувшинки или клена. Просим приклеить наклейку в самую середину листа. Получилась открытка! Хвалим.
Для ребят постарше распечатываем две совершенно одинаковые раскраски, только чтобы деталей на раскраске было мало и их можно было вырезать по отдельности. Например дом, солнышко, дерево у дома. Одну раскраску оставляем как образец. Из второй ксерокопии вырезаем отдельно дом, дерево, солнышко. Просим малыша приклеить на чистый лист картона все детали аппликации точно так же, как на образце. Активно пользуемся предлогами "над", "под" и словами "выше", "ниже", "справа", "слева", "ближе", "дальше". Сравниваем с образцом. Обязательно хвалим.
Теперь осталось провести физкульт-минутку. Сегодня даем малышу в руки ложку и просим из одного конца комнаты перенести орехи в другой конец комнаты (в ведерко, корзину и т.д.). Если малыш справляется легко, - усложняем: даем не большую деревянную ложку, а маленькую пластмассовую. Если и эта задача ему по силам, даем две ложки в две руки. И следим, чтобы ребенок держал ложку ближе к свободному концу, а не к ореху! Для хорошего настроения включаем музыку.
Кстати, завязывание узла отнимает много сил, физминутку лучше вставить между узлом и аппликацией. А вот опыт с вешалками, наоборот, можно приберечь напоследок и с этим увлекательным занятием оставить в итоге малыша одного.