Задумывались ли вы когда-нибудь над мыслью "как-то тут всё просто, чего-то мне не хватает.." в подавляющем большинстве игр последнего времени ? Давайте порассуждаем, почему же так происходит.
Одно из попсовых умозаключений звучит так - "В детстве мы были более восприимчивы и впечатлительны, а повзрослев - накопили опыт, и теперь нас удивить всё сложнее". Вроде похоже на правду, но вот выходит какая-то стратегия, рпг, экшн - для каждого своё - и ты в свои не детские уже года не можешь оторваться, забываешь счёт времени, наигрываешь десятки часов, замечаешь косяки, понимаешь что ты начинаешь делать рутинные действия...а потом находишь новый способ достижения цели, который по неопытности в игре до этого не замечал, и опять десятки часов затягивающего выпадения из мира. Но таких виртуальных миров кажется можно по пальцам пересчитать.
Получается, что индустрия прожалась под влиянием капитала, и теперь интересных, затягивающих и атмосферных проектов стало меньше ?
Да.
Или нет ?
Тут нужно учитывать множество деталей, которые влияют на данный ответ (а забегая наперёд, скажу что правда где-то по-середине).
Итак, первое про что хотелось бы сказать - Масштабы.
Да, игр было много и в нашем детстве, но доступность разработки была не столь обширна, как в наше время, поэтому их количество росло, но умеренно, ты успевал поиграть так или иначе во все интересующие тебя продукты геймдева, услышать самые интересные сюжеты и пощупать самые интересные геймплеи...Нет, конечно же.
Про многие ты и не знал, взрослея и открывая для себя шедевры из прошлого, а ведь каждый год, месяц, ДЕНЬ - появляется всё больше и больше творений различных маленьких, средних, крупных студий, небольших команд и даже единоличных авторов.
Это огромный пласт информации, следовательно, ширится и сфера доносителей этой информации - игровое СМИ. Растёт инфополе, растёт количество людей, участвующих в его расширении, но у тебя то вторая или третья голова не растёт. Физически уже невозможно узнать про всё многообразие воплощённых идей, ты не можешь следить за всеми интересностями, а если и можешь, то зачастую просто не хватает времени поиграть во всё.
Это одна из сторон медалей, и она положительная, ведь из-за такого многообразия тебе по прежнему интересно погружаться в игры и наслаждаться ими, как и в детстве.
Вторая сторона медали также касается инфополя, и имя ей - Пиар и Реклама.
Как мы с вами знаем, игроиндустрия кроме творчества - ещё и бизнес. Соответственно охапку зелёных хочет получить каждый, а больше всех - крупные проекты. Тут можно представить пирамиду, на вершине которой самые крупные ААА проекты, и от них вниз ползёт убывающая вереница, заканчивающаяся инди-играми, созданными просто одним энтузиазмом.
Соответственно по этой же пирамиде можно разделить не только объёмы аппетитов, но и размах возможностей для привлечения аудитории. То есть, у самых больших проектов самая крупная реклама, которую соответственно видит большинство игроков, а вот чем меньше масштаб проекта, тем соответственно меньше и реклама, что зачастую не позволяет узнать многим из нас про небольшую, но крутую игру.
И это уже можно отнести к отрицательному аспекту, хотя и тоже не такому однозначному.
В эту же копилку можно добавить, что производство более-менее крупных игр действительно стало дороже, что вылилось во всеми любимый РАННИЙ ДОСТУП.
С одной стороны это неплохо, т.к. упрощает разработку и позволяет довести все задумки разработчиков до конца. Но с другой стороны - получая недоделанный или даже сырой продукт за приличные деньги, не каждому может хватить терпения дождаться релиза и получить целостные эмоции и впечатления.
И тут бывают разные ситуации - иногда игра так и остаётся в еле играбельном состоянии и ты по-сути просто теряешь деньги. А бывает проект забрасывается, но он уже хорош настолько, что слава богу что он вообще появился.
Третья же вещь, которая также спорна, но тем не менее глупо было бы её отрицать - Кризис Идей.
Касается он практически всех областей жизни, но игры - сильнее многих.
И это не удивительно, ведь ,как известно, самое быстрое и интересное развитие всегда в начале, и чем дольше ты развиваешься в каком-либо направлении, тем твоё развитие медленней и монотонней.
Вот и сфера видеогейминга по своей молодости развивалась и наполнялась идеями просто в неприличном темпе. Сейчас же, когда она достигла уже какой-то зрелости, развитие её само собой замедлилось в интеллектуальном и культурном плане (в плане техническом все ещё довольно хорошие темпы роста). И да, отчасти это заметно, уже нет каких-то прям абсолютно новых корневых механик взаимодействия, уже открыты все ключевые жанры, но разве индустрия не удивляла нас за прошедшие десятилетие ?
Ведь были очень продвинуты такие жанры, как "Выживание", "ККИ", "Survival-Horor", "Интерактивное кино", была изобретена "Королевская Битва", воскрешён платформинг, началось активное смешение жанров и в следствии этого - эксперименты. А самое главное - после перенасыщения пустого экшона и эпика пришло глобальное понимание того, что игры хотят быть "серьёзными", и приём "аля Call Of Duty" без существенных доработок уже не прокатит. И это всего лишь первое, что пришло в голову.
Четвёртый пункт - Мы сами. И тут только плюс.
Как много вы знаете стримеров, обзорщиков, летсплееров ? Многим ли из них 20+ лет ? Многие ли живут и зарабатывают непосредственно играми, обучая и показывая необнаруженые лично вами возможности? Ответ безусловно - Много. И это хорошо. Как и говорил выше, индустрия хочет быть взрослой, что отражается в её социальном наполнении и применении. Мало того, что, как и раньше, вернулся тренд на сложность и преодоления, так ещё и мировое сообщество признало и начинает использовать игры как крайне эффективное средство обучения.
Помимо этого, периодически выходят проекты, которые уже без зазрения совести можно отнести к Игровому Искусству, самое банальное что можно вспомнить - "Мор. Утопия", которая может восприниматься на одном уровне с классической литературой. "Dark souls", изумительно выполненная в стиле тёмного фентези как своим лором, так и общей проработкой всех составляющих игры. "Blasphemous" с её религиозной аллегорией католицизма и отличнейшими отсылками через визуальные образы. "Journey" с её потрясающей красотой и безмолвной историей путешествия в поисках истины.
А ведь все эти игры, кроме Тёмных Душ, являются примерами инди-проектов, сделанных как раз небольшими командами, для которых важны были творчество и идеи, взрослые и глубокие, которые нашли отклик у огромной части игрового сообщества, что означает развитие и его самого - нас с вами - вместе с индустрией.
- Это основные веяния в наше время, которые просачиваются сквозь все слои игровой сферы и касаются абсолютно всех её участников, и если резюмировать всё вышесказанное - мы живём в Настоящем, в другом времени и под воздействием огромного количества новых факторов и событий.
И игры сейчас не хуже - они просто другие, как и мы сами.