Найти тему

Теоретики и практики.

«Мой муж инструктор йоги» - говорит одна женщина. Спрашиваю, где он преподает. Она отвечает - «Нет, он не такой инструктор, он не преподает». Другая ситуация. Разговариваем с одним мужчиной, он говорит: «А я ведь тоже инструктор по йоге…». Спрашиваю у него какое направление: Хатха, Аштанга, йога Айенгара?... Он отвечает: «Нет, я асанами и всем остальным таким не занимаюсь, у меня только медитации». Рассматриваем с одним физруком технику выполнения одного упражнения, он мне: «Тут четырехглавая мышца бедра сокращается, задняя группа растягивается, трапеция оттягивает лопатки и т.д.» и вот он размышляет, размышляет, размышляет, а сам уже давно не тренируется, только другим объясняет, как надо делать упражнения.

Меня нередко пытаются втянуть в спор, связанный с тем, что важнее в йоге – физическая составляющая или всё-таки теоретическая/духовная. Подобный спор напоминает мне миф о Геракле. Полубогу предлагают выбор из двух дорог. Одна дорога – дорога удовольствий, а другая – дорога добродетели. Красивая девушка манит Геракла на дорогу удовольствий, на которой не нужно прикладывать усилия, где всё самое приятное ты получаешь сразу же. На другой путь приглашает героя менее симпатичная дама. Она объясняет, что дорога добродетели – это тяжелый путь, где нет места отдыху, что удовольствия мимолетны, а настоящая правда в труде. На дороге удовольствий не нужно делать никаких упражнений только сиди и мантры мычи или даже просто тексты читай, размышляй о правильных и неправильных упражнениях. На дороге добродетели – только труд, только многочасовые тренировки, всё через пот.

Меня с детства учили, что, во-первых, не бывает ограниченного количества вариантов, если есть два пути, то есть и третий, а, во-вторых, что перекос в какую-либо сторону ничем хорошим не заканчивается, важен серединный путь. Когда я объясняю, что восьмиступенчатая йога предполагает движение от первой ступени к последней (от очищения и тренировки тела к работе над психикой), всегда находится кто-то, кто, ссылаясь на «древние тексты» говорит, что можно парочку-другую ступеней перескочить и сразу перейти к работе с сознанием. Обычно с такими предложениями и выступают теоретики от йоги, которым проще восхищаться Бхагават-Гитой, чем встать утром и сделать комплекс асан. Им хочется получать только интеллектуальное удовольствие без телесного напряжения. Но есть и другой крайний вариант, когда люди циклятся только на практике, тогда начинается отрицание всей духовной составляющей йоги, что мол все эти тексты придумали какие-то индийские фанатики, «что не вижу – того не существует». Тогда йога превращается в гимнастику, в которой только и рассматривается, где и какие мышцы работают.

Физические упражнения – это неотъемлемый элемент практики. Без физики – нет движения вперед. Но физика служит только подготовкой тела, если остановиться в практике только на упражнениях, то теряется смысл йоги. Так условно можно разделить освоение упражнения на три стадии. На первой осваивается каркас, нужно запомнить форму, куда рука, куда нога, как повернута голова. На второй идет выправка асаны и подстройка дыхания. А вот на третьей стадии уже идет работа с сознанием, когда асана, становится ключом к состоянию. Здесь уже включается «читта вритти ниродха» остановка разума, когда ты уже не акцентируешь внимание на позе, а растворяешься в упражнении, полумедитативное, полутрансовое состояние. Тут по принципу «у-вэй» и запускаются процессы самовосстановления и исцеления. Нельзя, пропустив стадию освоения позы и её физическое закрепление, сразу переходить к остановке сознания. Какие-то состояния, безусловно, получите, но они будут точно не дотягивать до того, что нужно. Это как у К.С. Станиславского «Трудное надо сделать привычным, привычное - легким, а легкое - приятным». Освоил упражнение, научился получать в нем удовольствие, открыл путь к состоянию.

Читая только йогическую литературу или размышляя об упражнениях быть йогом не получится, также как, занимаясь только йоговской гимнастикой – нужен синтез тела и ума – «Теория без практики мертва - практика без теории слепа». И головой поработать придется и ножками с ручками тоже. У Анатолия Николаевича Зубкова встретил хорошую цитату: «Из тысячи человек один занимается йогой, из тысячи занимающихся лишь один становится йогом».

Тем, кто любит практику, рано или поздно придется подтянуть теорию, а теоретикам рано или поздно придется заняться практикой. Гармоничное развитие тела и ума укрепляет и формирует дух. Йога открывает безграничные горизонты, требующие от тебя вовлечения всех своих сил, но она и дает результаты, которые всё окупают. «Тело нельзя отделить от ума, а ум – от души. Никто не может определить границы между ними» Б.К.С. Айенгар.