В российских городах в настоящее время действует более 80 троллейбусных систем, большинство из которых были открыты еще во времена СССР, когда троллейбусное движение активно развивалось и позиционировалось как экологически чистое и экономичное, и даже имело политический подтекст. Власти стимулировали граждан пользоваться электротранспортом - проезд в "рогатом" стоил 4 коп. вместо 5-6 коп. в автобусах. Троллейбусы навязывались странам соцблока - Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и т.д. в то время как в капстранах их массово закрывали.
В постсоветское время для "троллей" настали тяжелые времена - были открыты лишь 5 систем, 3 из которых в Подмосковье. В 2010-е годы последовало массовое закрытие троллейбусов в ряде городов.
Даже в Москве, где "рогатые" появились первыми в СССР в 1933 году, и которая долгое время держала пальму первенства по протяженности троллейбусных линий, после прихода к власти нынешнего мэра, стало происходить планомерное закрытие троллейбусных маршрутов и их замена на автобусы или электробусы. Московская сеть за последние несколько лет сильно сократилась, и с 2019 титул троллейбусной столицы России перешел к Санкт-Петербургу. А самое большое в мире число "троллей" бегает по Минску.
В других городах России ситуация с "рогатым" тоже далека от идеала. Во многих городах число маршрутов троллейбуса как несовременного в понимании местных властей вида транспорта было сокращено до минимума, а в отдельных случаях движение троллейбусов было и вовсе полностью прекращено в угоду ПАЗиков и маршруток с водителями - несостоявшимися автогонщиками.
Зачастую местным властям просто не по карману реконструкция сильно износившейся контактной сети и тяговых подстанций, а также обновление стареющего подвижного состава. Как результат у регионов возникает большой соблазн закрыть электротранспорт и перевести все перевозки на частные автобусы с маршрутками, которые часто принадлежат приближенным к местным депутатам людям.
Итак, давайте вспомним 5 самых крупных троллейбусных потерь, которые понесли российские города в постсоветский период. В скобках указана численность населения города, а также годы работы троллейбусов.
1.Пермь (1050 тыс.чел., 1960-2019)
"Рогатые" поехали по городу-миллионнику еще в 1960 году. К моменту распада СССР сеть насчитывала 13 маршрутов и около 100 машин. Довольно часто троллейбусные линии дублировались трамваем. Основу парка составляли машины из Энгельса - ЗиУ-682 и более современные низкопольные ТролЗа «Мегаполис». С 2014 года троллейбусные маршруты стали сокращаться, а 1 июля 2019 года их движение было полностью остановлено, так как по мнению властей, они приносили одни убытки и часто вставали при ДТП, обладая малой маневренностью.
Трамваи в городе пока работают в штатном режиме, но перевозят всего 10% горожан. Основную долю перевозок в крупном городе без каких-либо перспектив метро обеспечивают дымящие автобусы.
2.Тюмень (800 тыс.чел., 1970-2009)
Троллейбусная сеть, действовавшая в городе с 1970 года, в лучшие свои годы насчитывала 15 маршрутов, по которым бегали 55 троллейбусов ЗиУ-682. Интересно, что это единственный тип машин, которые использовали в городе. После закрытия сети в 2009 году при С.С. Собянине, который тогда был мэром города, она стала крупнейшей из разгромленных троллейбусных систем России.
В свою очередь Тюмень, где никогда не было трамвая, после потери троллейбуса стала крупнейшим российским городом без электротранспорта. Рынок перевозок заняли многочисленные маршрутки и автобусы частных перевозчиков, приближенных к власти. Доля муниципальных автобусов сейчас не превышает 25%.
3.Астрахань (530 тыс.чел., 1967-2017)
Город с полумиллионным населением сейчас оказался полностью лишенным электротранспорта. А ведь в советское время в городе было 5 троллейбусных маршрутов, а по улицам города курсировали до 50 троллейбусов. К 2007 году власти разделались с трамваями, которые якобы мешали ездить машинам по узким центральным улицам, а к 2017 году настал и черед троллейбуса. Движение было закрыто за считанные дни до 50-летнего юбилея движения троллейбусов в городе.
Сейчас город поуши погряз в бесконечных маршрутках, которые перевозят большую часть горожан. Большие городские автобусы обслуживают лишь 5 маршрутов. В итоге по комфортности городского транспорта культурный центр Нижнего Поволжья, Астрахань, сейчас напоминает какой-то азиатский крупный кишлак.
4.Липецк (500 тыс.чел., 1972-2017)
Центр черной металлургии, город Липецк, в 1980-е годы имел сеть из 13 троллейбусных маршрутов в дополнение к трамваю. Однако экономические потрясения 90-х не могли не сказаться на городе - закрывались убыточные маршруты, сокращались выпуски машин, так и не было достроено второе троллейбусное депо. В 2000-е годы троллейбусом заменяли снимаемые трамвайные линии, но 2010-е проблемы коснулись и троллейбуса. Парк машин устаревал, а из-за долгов наблюдались перебои с электроэнергией.
В итоге в 2017 году троллейбусная система была полностью закрыта. Из 13 трамвайных маршрутов функционируют сейчас только 2, да и то благодаря гуманитарной помощи от Москвы списанными трамвайными вагонами.
5.Тверь (420 тыс.чел., 1967-2020)
Город в 200 км от столицы совсем недавно пополнил этот скорбный список - движение закрыли 13 апреля 2020 г. Во времена развитого социализма город мог похвастаться 10 маршрутами, по которым курсировали около 100 машин. В 90-е годы трамваи и троллейбусы также осуществляли большинство внутригородских перевозок. В середине 2000-х в городе расплодились маршрутки, которые оттягивались пассажиров у гортранспорта. Недостаточное субсидирование властями троллейбусов привело к постепенному износу всей системы электротранспорта.
С трамваям в городе покончили чуть ранее - в 2018 году, когда сеть6 некогда состоявшая из 18 маршрутов общей длиной более 40 км была полностью ликвидирована.
Понравилось? Поддержи канал:
👍 Ставь палец вверх, поделись статьей с друзьями в соцсетях!
☑️ Подпишись и не пропускай в ленте Дзена наши новые статьи!
Похожие статьи: