Найти тему
Борис Мединский

Теория заговора как утешение

Чем меньше в жизни контроля, который нам понятен и доступен, тем больше мы склонны верить в тот контроль, которого мы не понимаем и к которому не имеем никакого отношения.

Зло предпочтительнее абсурда

Случайности неслучайны. Большой брат следит за нами. Нет случайностей - есть скрытые закономерности. Если вы параноик, то это ещё не значит, что за вами не следят.

Эти и другие народные мудрости про то, что нам проще и легче принять мир, в котором всё происходит со значением, со смыслом, по чьей-то пусть по злой, но так сказать осмысленной воле, чем мир, где балом правят случайность и хаос. Теория заговора не просто объясняет нам все, что нам иначе трудно понять, она ещё и успокаивает нас...

Успокаивает? Да, думаю, что да. В некотором отношении злой мир нам понятнее и роднее, чем мир равнодушный. Равнодушный мир - это мир, где умер бог, мир абсурдный и ужасающе никакой. В злом мире бог остаётся, пусть и не совсем такой, какой нам хотелось... Ну да в этом мы сами, наверно, виноваты - грешили много, вот господь и осерчал на нас. Разнообразные гностики вообще считали, что мир - дьявольское творение и потому обилие в нём зла, несправедливости и страданий как бы понятно и логично. Не случайность, а злой умысел порождают наши страдания - и уже понятно, кто виноват и что с этим делать. Есть план и смысл. Мир абсурда превращается в мир осмысленный. И спокойнее на душе.

Сейчас, когда мир захлёбывается в пандемии, теории заговора становятся ещё популярнее, чем раньше. Я бы сказал так - популярность теорий заговора прямо пропорциональна уровню хаотичности в мире. Неопределённость, кризисность, потеря остатков уверенности в завтрашнем дне являются идеальным чернозёмом для самых фантастических идей, которые смогли бы нам объяснить происходящее с точки зрения чьего-то умысла, какого-то коварного плана и через это оставить нас в мире осмысленном. Пусть он неуютен и недоброжелателен, но относительно понятен. И такое положение вещей снимает с нас личную ответственность по двум критериям. Первый: нам уже не нужно вникать, учиться, собирать данные, потому что всё уже как бы объяснено. Теория заговора интуитивно проще и понятнее, чем, например, теория хаоса... Имена Пуанкаре, Мозер или Колмогоров вам знакомы? Это люди, которые работали над математическим аппаратом, объясняющий хаос. Чтобы хорошо понимать этот аппарат, надо, как минимум, отучиться в соответствующем вузе. Проще послушать передачу про тайное правительство, не правда ли? И второй козырь теории заговора: можно расслабиться, потому что всё, уже ничего не поделаешь: тайное мировое правительство уже приняло свои решения и не нам, маленьким людям, пытаться не то, что оспорить эти решения - даже просто понять их. Это как с богом: его пути неисповедимы и его власть абсолютна... Молись и надейся на его милость. После веков просвещения, научных, технических, культурных и социальных революций бог в мире умер, но свято место пусто не бывает - высшие силы остались в виде тайных и могущественных организаций, которые контролируют всё и вся. Благодаря этому мир остался осмысленным, т.е. всё, что в нём происходит, осуществляется по плану, со смыслом и не случайно - а нам того и надо. Всё что угодно, только не мир абсурда - т.е. мир без смысла и цели, мир, в котором есть только тот смысл, который человек создаст сам.

Наши отношения с миром немного напоминают отношения ребёнка с родителем... Подмечено, что многие дети предпочитают принимать негатив от родителей, их раздражение и наказания - только не равнодушие. Не имея возможности получить иное внимание от родителей, такие детишки как бы намеренно безобразно себя ведут, чтобы хотя бы так получать внимание родителей. В некотором смысле, на безобразия их толкает скрытый ужас остаться без родительской защиты... В дикой природе для детёныша, который лишается родителей (обычно матери), гарантирована гибель. Нет, разумеется, ребёнок про это знать едва ли может, но ведёт он себя именно так, словно недостаточность внимания со стороны матери моментально перенесёт его в тёмный лес с хищными зверями, обрушит на него самый ужас-ужас, который в детстве ощущается не в пример острее, чем потом... Из своей практики психолога могу сказать, что дети равнодушных родителей проблемнее и несчастней детей родителей строгих и жёстких. Человек (и ребёнок) может многое вынести - было бы для чего и зачем. Но если нет ясности, конкретной задачи и понятных правил жизни, то человек испытывает непрекращающийся дистресс и невротизируется... Потому лучше жить в жестоком и злом мире, полным тёмных сил и магии, чем в равнодушном мире, который одинаково глух к жалобам, угрозам, проклятьям или признаниям в любви.

-2

Человек в равнодушном мире

Психологи давно доказали, что нам отвратительна идея случайности. Мы в глубине души не верим в равнодушие мира, в то, что он к нам никак не относится. Генератор случайных чисел (который генерирует действительно случайные числа) выдаёт повторения и совпадения гораздо чаще, чем человек, которого попросили называть случайные числа - потому что человеку кажется, что такие вот повторения слишком неслучайны и начинает их избегать. Интуитивно нам кажется, что вероятность выпадения орла после 9 выпадений решки больше - уж теперь то точно должен быть орёл! Ан нет - всё те же 50 на 50. Человек с глубокой древности наделял человеческими качествами живую и неживую природу, стихии, события... Обо всём человек судит по себе! Это неизбежный побочный эффект нашей психики, наделённой самосознанием. Иначе и быть не может. Почему так - это отдельный разговор, сейчас я не про это.

Я про то, что разнообразные теории заговора и скрытая уверенность в разумности природы почти неизбежно придут в голову мыслящему, но не достаточно образованному и психологически зрелому разумному существу. Мы живём в искусственной среде, где каждый предмет имеет свой смысл и создан для конкретной цели. Мы автоматически переносим этот взгляд на естественную среду дикой природы и даже находим там ложные подтверждения её разумного, осмысленного устройства. "Как разумно устроена природа" - фраза, которая давно затёрта до дыр от частого использования. Но разумности там никакой нет, там есть сложный естественный порядок непрекращающегося движения сложноорганизованной материи. Порядок этого движения очень сложно устроен, но само это движение совершенно бесцельно - оно просто есть и всё. Мы можем задним числом придумывать смыслы - зачем светит солнце, зачем дует ветер, зачем ночью луна. А на деле такой вопрос не уместен ни для какого естественного объекта. Нет никакого "зачем", есть только "как" и "почему". Как устроено? Почему возникает и происходит именно так? А вот "зачем" - это вопрос к тому, кто является проектировщиком и создателем данного объекта. Мы можем сказать, зачем существует ложка или ракета - так как сами придумали и создали эти объекты. Но зачем солнце, ветер, луна или таракан - мы на этот вопрос никогда не ответим, так как не мы их придумали и создали. Научные данные говорят, что у них вообще нет создателя и потому наш вопрос повисает в воздухе.

Мы, как разумные существа, возмущаемся такой бессмысленностью устройства мира, не принимаем её и всему ищем предназначение. В этом нашем стремлении действительно есть толк. Только способность создавать собственные смыслы даёт нам то, чего нет ни у кого и ни у чего другого в обозримом мире - свободу воли, которую мы проявляем в возможности осмысленного выбора приложения наших усилий, выбора направления нашего движения. С нашим появлением в сложнейшем порядке вечного движения сложноорганизованной материи впервые стал появляться сознательно выбираемый вектор. Способность генерировать смыслы поднимает нас на новый уровень сложности организации материи и позволяет осуществляться социальной эволюции, которая многократно превосходит в скорости эволюцию биологическую. В мире социальных отношений отдельный индивид стал более значимой единицей в сравнении с тем временем, когда он был частью исключительно биологического мира... Поэтому есть хорошая новость - мир уже не совсем равнодушен. Плохая - мы (говоря шире - производимая нами социальная среда) - единственная часть мира, которая может быть хоть как-то осмысленна и неравнодушна. Не каждый человек имеет смелость/честность/образованность/зрелость/желание это признать.

-3

Стихийность социальной среды

Однако и наша социальная среда далеко не так осмысленна и управляема, как того хотелось бы. Да, по ходу развития нем все больше появляется возможностей для планирования и упорядоченности, для постановки отдалённых целей - но используются ли эти возможности? Конечно, многие процессы в обществе настолько сложны, что детально планировать их в каждой сфере хозяйственной жизни пока не представляется возможным, и пример позднего СССР это отчасти показал на практике. Но так ли это необходимо? Можно пускать отдельные локальные процессы на самотёк, если в целом система устойчива. Эдакие контролируемые участки стихийности. Должно быть, что именно так обстоит дело в КНР - насколько я могу судить как не китаевед. По всей видимости, часть общественных процессов там действительно преспокойно отдали на откуп стихии рыночной конкуренции, сохранив возможность вмешательства со стороны сильного государственного аппарата - недавние события с эпидемией коронавируса хорошо продемонстрировали способность властей КНР быстро взять контроль над ситуацией. Так же можно наблюдать относительную беззащитность перед эпидемией в тех странах, где такой возможности вмешательства и управления со стороны государства нет.

Стихийность общественных процессов была даже защищаема и провозглашалась чем-то наиболее эффективным и оптимальным, как, например, в концепции "спонтанного порядка" у Фридриха фон Хайека. У этой идеи есть ряд приверженцев, в том числе экономистов, которые считают, что неограниченная экономическая свобода предпринимателей и "невидимая рука рынка" являются наилучшими регуляторами экономики и неизбежно повышает общий уровень благосостояния. И в эту идею многие охотно поверили бы, если бы она давала действительные гарантии процветания, чего она дать не может, как не может дать гарантии успеха так называемое "позитивное мышление". Отдаться во власть стихии, пустить дела на самотёк и верить, что это гарантировано приведёт тебя к благу - не лучшая идея, обычно стихийность и непредсказуемость до добра не доводит. Не зря в нашей психике прошит страх пред неизведанным и неподвластном никакому контролю с нашей стороны - мы эволюционировали в условиях, когда синица в руках давала возможность выжить, а любителей журавлей в небе естественный отбор не щадил. Контролируй, бди, наблюдай и замечай закономерности - и выживешь. Будешь доверять миру - и тобой полакомится саблезубый тигр или соседнее племя. Так что ну её, стихийность и неопределённость - мы хотим понятности и гарантий. Безопасность - одна из наших базовых потребностей, особенно в детстве. Потом, когда вырастем, мы, может, и будем готовы пойти на риск - но пусть это будет наш выбор и степень риска мы тоже хотели бы сами определять. Тогда да, мы согласны. И то не все.

В настоящее время мирового экономического кризиса стихийности и непредсказуемости общественных процессов стало ещё больше - и это пугает. Это пугает как аналитиков, инвесторов и художников, так и рядовых обывателей, которые не имеют уверенности в завтрашнем дне. Если вам кажется, что слово "пугает" слишком громкое, то давайте заменим его на "тревожит" и "нервирует". По телевизору крутят тревожные и нервные новости, в интернете тоже хватает тревоги и нервозности... Раньше хотелось быстрее вырасти и стать космонавтом, а сейчас взрослеть не надо - потому что это ловушка. Фантасты рисуют картины постапокалиптического будущего или уходят в описание иных миров - т.е. в то, что этот мир, такой, какой он есть, сможет перестроиться и пойти в светлое будущее, никто особо не верит. И очень неуютна мысль, что мир некотролируемо летит в крутом пике навстречу катастрофе - и никто ничего не может поделать, никто не может взять рычаги управления и исправить ситуацию. Говорящие головы политиков в телевизорах и на экранах наших гаджетов давно не воспринимаются всерьёз, всё стало шоу и потоком симулякров. Пластмассовый мир давно победил, но ничего другого нет. Многие люди настолько потеряли всякое доверие к официозу, что не верят даже в идущую в настоящее время эпидемию. Для этого им необходимо допустить, что государства всего мира смогли договориться и с какой-то своей целью заставить людей разных стран соблюдать режим самоизоляции, обрушить ряд сфер экономики и понести колоссальные убытки. Другими словами, поверить в теорию заговора.

Зрелость как отказ от детских установок

Вспомним, что ребёнок предпочитает наказывающего родителя родителю равнодушному. Нередко ребёнок находит причину того, что родитель зол и плох в самом себе - что это я плохой, поэтому как меня, урода такого, можно любить? Но и урод хочет жить, поэтому не оставляйте меня, я ж погибну без вас. Ненавидьте меня, но не оставляйте... Не обязательно будет именно так, как я описываю, но такая картина не редкость. Так же не редкость и то, что уже совершенно взрослый человек несёт в себе неизжитые детские установки. Я видел, как взрослые люди за тридцать всё ещё пытаются доказать своей маме, что они не уроды, что они хорошие. Мир им кажется злым и плохим. Принять тот факт, что мир равнодушен и лично к ним никак не относится, они не могут: отношение к миру у них чисто детское. Дело в том, что для ребёнка родной дом и отношения с родителями и есть вся вселенная. Разумеется, ребёнок знает о том, что за окнами дома есть большой внешний мир, но сам он непосредственно с ним не контачит, это привилегия его родителей. Родители являются как бы скорлупой между ребёнком и внешним миром, полупрозрачным коконом, внутри которого привычно и безопасно. Не всегда комфортно и хорошо (а со временем гарантировано будет не комфортно и не хорошо, станет тесно!), но привычно и безопасно.

Нередко бывает, что родители сами не заинтересованы в том, чтобы ребёнок стал окончательно взрослым и самостоятельным - ведь тогда он покинет их. Остаться в коконе детско-родительских отношений непросто, но, как говорил Виктор Франкл, если у человека есть "зачем", он вынесет любое "как". Чтобы не попасть в тёмный лес, куда отводят плохих детей на съедение хищникам, можно многое терпеть и в 30, и в 40 лет, а если к этому добавить чувства долга и вины перед мамой за то, что её ожидания не оправдались и вообще мать - это святое, то франкловское "зачем" становится таким, что точно хватит на любое "как". Человек, оставшийся в коконе детско-родительских отношений, сохраняет детское испуганное отношение к внешнему миру и родители продолжают играть роль посредников - оттого уже взрослые, отдельно живущие люди продолжают ежедневно созваниваться с родителями и ничего не могут предпринять без их одобрения...

Я сейчас намеренно описываю некую крайность для наглядности. На деле многие люди имеют картину более смазанную и не столь вопиющую, но по сути она остаётся примерно такой. Просто роль родителей нередко могут играть другие люди или даже абстрактные образы. Подавляющее большинство людей нуждаются во внешнем авторитете (который на деле далеко не всегда является действительно заслуживающим такого отношения), подавляющее большинство людей личностно незрелы и не готовы принять то, что Камю называл "ласковое равнодушие мира". Они ищут особое значение там, где его вовсе нет, ищут несуществующие закономерности и заняты поисками чёрных кошек в пустых тёмных комнатах. Как ребёнок верит в сверхъестественные возможности родителей, которые управляют его жизнью, так и они верят в то, что есть силы, которые управляют миром. Ребёнок не способен понять, что папа с мамой невротики, которым не ребёнка воспитывать, а проходить курс психотерапии надо. Родители остаются для него связующим звеном с миром, проводниками в мир и главным проявлением внешнего мира, какими бы они не были. По хорошему, с возрастом человек должен понять, что родители - это самые обычные люди, которые, обычно, ничем не выделяются из большинства и уж точно не обладают никакими сверхспособностями. Так же он должен изжить все детские обидки на родителей, отказаться от того, чтобы достучаться, отомстить или доказать им что-либо. В этом нет никакого смысла. Психологически зрелый человек - это человек, у которого психологически нет родителей, даже если они у него живы и он с ними поддерживает хорошие родственные отношения. Но они уже не сверхъестественные полубожественные фигуры, от милости и прихоти которых всё зависит, к которым взывают, как к богу: "спаси, сохрани, посмотри, пожалей, дай сил, прости, пощади..." Психологически зрелый человек берёт на себя ответственность как за себя, так и отчасти за весь окружающий мир. Вместо того, чтобы по детски объяснять его недоступными пониманию высшими силами (к которым относится и теория заговора), он старается его понять и изучить. Он самостоятельно выбирает себе место в этом мире и старается соответствовать этому месту. Он самостоятельно пытается скооперироваться с другими людьми, родственными ему по духу - ему, а не его родителям. Для психологически зрелого человека несовершенство и несправедливость родителей перестаёт быть трагедией, потому что он понимает, что поддержка, утешение и любовь могут быть не только от мамы с папой.

-4

Всё не так уж и плохо - мир социальных отношений, в отличие от мира природы, не так уж и равнодушен. Вот я, например. Я предлагаю миру свои знания и услуги, а из него приходят люди, которым это интересно и нужно. Социальный мир может и прийти на помощь - если правильно попросить. В социальном мире я могу встретить людей, которые мне интересны и которым интересен и нужен я. В нём есть люди, с которыми я могу быть самим собой. Так же в этом мире есть место для меня, место в социальных отношениях. Таким образом, несмотря на своё несовершенство, обилие стихийности, хаотичности, манипуляций, конкуренции, насаждение идеологии потребления и многих других негативных явлений, социальный мир может хотя бы отчасти предоставлять возможности для того, чтобы человек стал личностно зрелым.

Я часто критиковал современное общество, но сейчас хочу сказать о том, что никто не снимает с человека личной ответственности. Быть сторонником теории заговора (или любой другой теории о том, что всё решается за нас и от нас ничего не зависит) - я считаю, что это безответственно. Вместо того, чтобы получать знания и пытаться что-то сделать, человек находит идею, которая всё легко объясняет, оправдывает его бездействие и успокаивается. Но как только вы начнёте приобретать знания, формировать научное мировоззрение и культуру мышления, начнёте сами распоряжаться своей жизнью, делать осознанный выбор, кооперироваться с людьми и объединять усилия с ними для решения какой-либо общей задачи - и странные теории уже не будут такими привлекательными для вас.

Напоследок я хочу сказать, что, конечно, в истории были случаи тайных соглашений между государствами (мне сразу вспоминается Мюнхенский сговор) или сговоры нескольких участников рынка с целью увеличения своих прибылей. Так же признаю, что от нас, простых людей, часто скрывают правду и отвлекают наше внимание. Но это не свидетельства в пользу существования рептилоидов-масонов, которые управляют нашим миром, это говорит обычно в том, что в мире рыночной конкуренции форма важнее содержания, потому что в капиталистических отношениях важность чего либо определяется только прибыльностью. Любая реклама - это красивая упаковка, которая должна скрыть недостатки содержания. Тефаль не думает о нас, она думает о прибыли. Говоря о том, что "мы этого достойны", нам не хотят блага - нас хотят уговорить покупать их товар по цене, которого он не стоит. Практически ничего на рынке товаров и услуг не стоит тех денег, которые мы платим - потому что в рыночной экономике каждый делает свою торговую наценку и не продаёт по себестоимости.

Такие рыночные, манипулятивные отношения царят не только в мире экономики, они царят и в политике, и в культуре. Когда нам рассказывают об ужасах прошлого, нас этим обычно отвлекают от ужасов настоящего. Когда нам говорят о том, что человек по своей сути животное, нам дают родительское соглашение на то, чтобы мы оставались ведомыми и неразвитыми, психологически незрелыми - т.е. хорошими потребителями. Американский президент недавно заявил, что пандемию искусственно создал Китай, создав коронавирус в своих лабораториях - это (плюс обвинения ВОЗ) перекладывает ответственность с неэффективной системы здравоохранения США. Каждый за себя, но никто не берёт ответственности. Именно это порождает тот хаос в социальном мире, который не даёт уверенности ни в завтрашнем дне, ни в других людях, ни, в конечном счёте, самом себе. Таким образом окружающий мир превращается в абсурдный мир без смысла и плана, который так трудно принять и, тем более, постараться понять и изменить.

Б. Мединский

20.04.2020