Найти тему
Издательство "Гангут"

Миноносцы на Балтике в Первой мировой войне

С началом Первой мировой войны на долю 1-й минной дивизии, в состав которой входил 4-й дивизион эскадренных миноносцев типа "Лейтенант Бураков", выпала ответственная и нелегкая задача по несению сторожевой службы в Финском заливе.

13 августа 1914 года к месту аварии германского крейсера "Магдебург" вышли "Лейтенант Бураков" и "Рьяный". На подходе к острову Оденсхольм "Лейтенант Бураков", будучи уверен, что "в море своих кораблей нет", в тумане атаковал находившиеся поблизости крейсеры "Богатырь" и "Паллада".

"Богатырю" удалось отвернуть от шедшей на него торпеды, а "Паллада"в ответ открыла огонь из 8-дюймовых орудий, причем один из ее снарядов едва не угодил в "Лейтенант Бураков". По счастью, обошлось без жертв, и недоразумение вскоре разъяснилось.

28 сентября миноносец "Мощный" в паре с "Стройным" осуществляли противолодочное прикрытие дозорных крейсеров "Паллада" и "Баян". При смене дозора они ("по бедности в миноносцах") вступили в охранение крейсеров "Россия" и "Аврора". По мнению очевидцев, "Паллада" , подняв сигнал: "Миноносцам идти к России", тем самым "сама себе как бы подписала смертный приговор". Через час германская подводная лодка U26 торпедировала крейсер, который затонул настолько быстро (полторы-две минуты), что с него никто не успел спастись.

В середине октября миноносцы "Ловкий", "Молодецкий", "Лихой", "Искусный" и "Крепкий" сопровождают бригаду крейсеров в ее походе в Ботнический залив.

Вице-адмирал Н.О. Эссен на миноносцах 4-го дивизиона
Вице-адмирал Н.О. Эссен на миноносцах 4-го дивизиона

С наступлением продолжительных темных ночей командующий Балтийским флотом адмирал Н.О. Эссен решил начать масштабные минные постановки с активным использованием миноносцев.

Эскадренные миноносцы 4-го дивизиона с минами на борту
Эскадренные миноносцы 4-го дивизиона с минами на борту

29 ноября 1914 года восемь миноносцев 4-го дивизиона вышли на минную постановку в район Либавы. Перегруженные корабли сильно раскачивало (до 30°), заливало водой; толстый слой льда покрыл надстройки и закрепленные на верхней палубе мины. День был ясный, и корабли шли со скоростью около 17 уз.

В 12 ч 45 мин эскадренный миноносец "Исполнительный" опрокинулся, но ещё минуты три держался на воде вверх килем. С "Летучего", прошедшего у места его гибели, передали на флагманский "Ловкий", что причина гибели неизвестна, так как "взрыва не было", и что им удалось спасти семь человек с погибшего миноносца. После чего, по словам очевидца, миноносец "Летучий" сам вдруг как-то неестественно нырнул носом в воду, причем корма по самую трубу отвалилась, словно отрубленная. Все заволокло черным дымом и угольной пылью. Продержавшись на воде также не более трех минут, корабль затонул.

Опасаясь атак германских подводных лодок (им поначалу приписывали гибель миноносцев), начальник дивизиона по радио приказал: "Отойти от места гибели "Летучего" и не приближаться к нему". "Нам еще долго были видны на гребнях волн одиночки-матросы, державшиеся на обломках рангоута, досок и деревянных решеток и боровшиеся за свою жизнь, - с горечью вспоминал один из участников этого трагического похода. - они все погибли, за исключением рулевого боцманата Карпова с "Исполнительного", подплывшего к "Легкому", который и спас его".

И хотя командующий флотом адмирал Н.О. Эссен был уверен, что гибель миноносцев произошла в результате атак германских подводных лодок, тем не менее были сделаны соответствующие выводы и в дальнейшем к участию в постановке минных заграждений привлекались главным образом мореходные и крупные корабли - эсминец "Новик" и эскадренные миноносцы полудивизиона особого на
значения.

В апреле 1915 года оставшиеся восемь миноносцев французской постройки ("Лейтенант Бураков" еще 22 апреля 1912 года переклассифицировали в посыльное судно) свели в 8-й дивизион. Их деятельность ограничивалась исключительно сторожевой и посыльной службой.

Марки на дымовых трубах эскадренных миноносцев типа "Лейтенант Бураков"
Марки на дымовых трубах эскадренных миноносцев типа "Лейтенант Бураков"

В июле 8-й дивизион принял участие сначала в обеспечении операции по проводке линейного корабля "Слава" из Финского в Рижский залив через Ирбенский пролив (миноносцам ставилась задача "охраны при выходе в море линейных кораблей "Андрей Первозванный" и "Император Павел I" и возвращении судов с моря"), затем и в боевых действиях непосредственно в Рижском заливе.

19 июля, на следующий день после прихода туда "Славы", миноносцы "Крепкий" и "Молодецкий" вышли для осмотра и промера глубин у берега в районе маяка Михайловский, где намечалась высадка десанта.

В 18 ч 05 мин, когда миноносцы находились на расстоянии около 28 кб от берега, их неожиданно обстреляла двухорудийная неприятельская батарея.

Развернувшись левым бортом к берегу, миноносцы открыли ответный огонь, выпустив в общей сложности 82 снаряда (из них "Молодецкий" 45 снарядов). Сделав за 10 мин боя 30 выстрелов, неприятельские орудия замолчали. Считая задание командования выполненным, командир "Крепкого" капитан 2 ранга С.С. Политовский (он же командовал всей операцией), выждав некоторое время, приказал миноносцам возвращаться.

Однако, как только миноносцы отправились в море, по ним вновь был открыт орудийный огонь с берега. Отстреливаться пришлось из кормовых орудий (на кораблях посчитали, что на этот раз стреляла другая двухорудийная батарея). Выпустив около 10 снарядов, "неприятель замолчал", и миноносцы благополучно вернулись к маяку Церель, а с германскими батареями ушли "разбираться" миноносцы типа "Финн" 5-го дивизиона, вооруженные более мощными и дальнобойными 102-мм орудиями. Этими незначительными действиями и ограничилось участие 8-го дивизиона в обороне Рижского залива. Основная тяжесть боевых действий легла на линкор "Слава" и канонерские лодки, вписавшие славные страницы в историю русского флота!

В начале 1916 года Ставка утвердила новое боевое расписание Балтийского флота. Приказом начальника минной дивизии 31 января 8-й дивизион эскадренных миноносцев, исключив из состава минной дивизии, передали в дивизию сторожевых судов Балтийского моря, сформированную для борьбы с подводными лодками.

Поиск неприятельских подводных лодок осложнялся главным образом погодными и навигационными условиями дозорной службы. Так, в 1916 году серьезно пострадали от посадки на камни миноносец "Мощный" у острова Рухольм, а также "Лихой" и "Искусный" у маяка Пакерорт.

Последний случай рассматривала специально созданная комиссия. Вывод гласил, что штурманская служба обоих миноносцев оказалась не на должной высоте (корабли лагов не несли, счисление вели не аккуратно, компасы работали ненадежно) . Далее отмечалось, что головной миноносец "Лихой", несмотря на туман, шел слишком большим ходом, а "Искусный", следовавший за ним, "не принимал мер навигационного обеспечения". Разбирательство закончилось наложением взысканий на начальника 8-го дивизиона и командиров кораблей.

В том же году осенью столкнулись "находясь в море при мглистой погоде" эскадренные миноносцы "Мощный" и "Громящий". В результате обоим потребовался серьезный заводской ремонт.

Последними активными действиями миноносцев типа "Лейтенант Бураков" в Первой мировой войне можно считать их участие в создании передовой минной позиции, когда "Искусный", "Ловкий" и "Молодецкий" прикрывали заградители и тральщики, поставившие 14,15 и 17 мая 1916 года в общей сложности 993 мины.

© Н.Н Афонин

Продолжение статьи в альманахе "Мидель-Шпангоут" №21. Французские "торпиллеры" в российском флоте