Здесь очень тонкая грань и почти все её не видят. Считаю, что один человек сможет совместить в себе всех. Это заблуждение и никто не хочет раздувать штат, держат 2-3 сотрудника на один небольшой проект. Но если у вас такой есть и вы действительно видите результат, считайте вам повезло!
Маркетинг-это инструменты увеличения продаж. Реклама-это часть маркетинга.
PR-это сложившееся мнение о вашем продукте/компании/проекте у аудитории. Знают о вас или не знают? Что о вас говорят? Есть белый пиар и чёрный. Чёрный пиар бывает опасен для репутации проекта, он на грани, но если его грамотно выстроить, он сработает в 300 раз эффективнее, чем белый! Пример:
В ресторане Сырник нам фантастически повезло-у нас сработал чёрный пиар без нашего ведома. Мы к этому не имели никакого отношения, всё произошло случайно, за что мы благодарили всех! Я взяла на должность управляющего одного менеджера из ресторанной группы Пробка. Я сама обучала свой персонал, и руководителей, и линейный. Поэтому брала людей с потенциалом и стремлением с должности ниже и взращивала. Я и люблю обучать, и люблю, чтоб работали по моим схемам. И естественно, когда нанимаешь на работу руководителя, он собирает свою команду(кстати, обращайте внимание не только на навыки, но и на вкус и с кем он сам общается-руководитель будет брать в штат себе подобных сотрудников, тут чистая психология). Так вот когда подходило время к найму персонала, у нас собрался почти весь персонал из Пробки(ресторанов Мнацаканова Арама Михайловича). Мы преднамеренно никому не говорили о собственниках ресторана и кто его открывает, хотя обычно до открытия все начинают через СМИ рассказывать о владельцах будущего ресторана(это и есть пиар). И кто-то из поставщиков сделал вывод, что ресторан открывает Арам Михайлович, потому что весь персонал был ему знаком. Об этот написали анонс-ресторатор Арам Мнацаканов осенью открывает свой очередной ресторан в новой концепции. Мы этого анонса даже не видели. Нам переслали ссылку со страницы фэйсбука ресторана с его гневным заявлением о том, что он практически проклинает тех людей, которые открывают ресторан и решили воспользоваться его именем, потому как он не имеет к этому никакого отношения. Естественно всю эту историю раздули на фэйсбуке по всем ресторанным критикам, обозревателям, другим рестораторам. Мои инвесторы очень нервничали, говорили-давай ему напишем, что это не мы, извинимся перед ним. Я же была против-извиняться, значит брать вину на себя, а мы к этому не имели никакого отношения. Кое как я уговорила их потянуть время, не писать. Я в это время написала гневное письмо и не одно в издательство, которое опубликовало эту новость, с угрозами о расплате за то, что они портят нашу репутацию до начала нашей работы. Закатила видимую истерику, практически приказывала публично извинится перед нами и Арамом Михайловичем так же публично, как они публично очернили нас. В итоге через несколько дней Арам Михайлович так же на своей странице в фэйсбуке принёс свои извинения нам, хоть и не знал кто. Мы всё это время были “в тени”. Странно, что извинялся ресторатор, а не издательство. Но в этот момент про наш ресторан знал уже весь город.
Таким образом можно запускать искусственные легенды, сочинять их профессионально, передавать информацию в СМИ через знакомых обозревателей/критиков…кого угодно. Просто пускать, как слух, чтоб он расползался. А потом, спустя какое-то время, пусть так же слух, но с опровержением информации, создавая “шум” вокруг проекта. Можно говорить/писать всё, что угодно.
Это и есть PR. Но суть в том, что эффективность работы сотрудника не просчитать в деньгах, в отличие от маркетинга. Эффективность PRщика можно проследить только проделанной работой-качество написании концепции и других текстов, количество публикаций и упоминаний в СМИ и у лидеров мнений.
О маркетинге и рекламе в ресторане напишу в следующей статье.