Владелец крупнейшей в Америке кофейной корпорации Майк Татерсфилд обратил внимание на то, что его молодые коллеги очень любят конверсы. Татерсфилд не стал одаривать всех подряд этой замечательной обувью. За каждое небольшое достижение он премировал сотрудника арбузом. А уже после того, как количество арбузов достигало определенной величины, выдавал победителю долгожданные конверсы.
Нематериальная мотивация – это форма поощрения сотрудников без повышения заработной платы или общего уровня выплат. Руководству компании, возможно, придется потратиться на закупку «похвальных грамот» или подарочных сертификатов для поощрения передовиков. Но эти затраты несопоставимы с размером прибыли, которая будет получена благодаря росту эффективности и внедрению новаций.
Приемы нематериальной мотивации активно использовались в нашем, уже довольно далеком, прошлом. Грамоты и медали, вымпелы «передовик производства», торжественные речи руководителей на общих собраниях коллектива – все эти методы, кажется, безнадежно устарели. Но так ли это на самом деле?
Человек по природе тяготеет к коллективизации, и помимо материального вознаграждения для него важно общественное признание, уважение коллег и благодарность руководителя. Существует исследование по данному вопросу, суть которого сводится к сравнению отношения к нематериальному поощрению у директоров компаний и их подчиненных.
В ходе опроса выяснилось, что 90% руководителей были абсолютно уверены, что делают все возможное в этом направлении. Рядовые сотрудники считали иначе: 30% заявили о полном неудовлетворении деятельностью руководства. При этом треть опрошенных отдавали предпочтение материальному поощрению, четверть – возможности карьерного роста, а около 40% хотели, чтобы их чаще хвалили и поощряли нематериально.
Результат исследования вызвал целый шквал эмоций и горячее обсуждение в прессе. Никто не ожидал, что обычная похвала или возможность выбрать удобное время для отпуска могут иметь такое большое значение для мотивации. Но оказывается, не зря говорят, что все мы «родом из детства», – похвала руководителя так же важна, как поощрение ребенка своими родителями, а доброе слово способно творить чудеса.
Нематериальная мотивация не требует весомых затрат со стороны администрации, но осуществлять ее нужно грамотно и планомерно. Разовые мероприятия не дадут большого эффекта, наоборот, вызовут удивление и раздражение у подчиненных. Представьте ситуацию, когда коллектив в конце года ожидает премию по итогам работы, а вместо этого получает свои фотографии на доске почета. Материальное поощрение никто не отменял, средства на него вложены в смету расходов любого предприятия. Но грамотное совмещение материальных стимулов с нематериальными дает просто ошеломительный рост эффективности. Для того, чтобы нематериальная мотивация имела эффект, руководителю прежде всего нужно составить план действий в этом направлении и неукоснительно ему следовать.
Чтобы человек трудился с максимальной отдачей, он должен видеть конечную цель своей работы. Объяснить эту цель, поставить перед сотрудниками глобальную задачу должен руководитель компании. В начале финансового года или накануне старта новой производственной программы нужно собрать коллектив и ознакомить его с планом действий.
В программу общего собрания можно включить такие пункты:
· Постановка задачи, определение конечной цели и путей ее достижения;
· Ознакомление с миссией и основными ценностями компании;
· Распределение ролей между структурными подразделениями и конкретными сотрудниками;
· Выработка системы предоставления отчетов о проделанной работе;
· Призыв к обратной связи, поощрение новаторства и инициативности.
В результате каждый сотрудник начинает лучше понимать общую цель и свою собственную роль в ее достижении, осознает важность творческого подхода к работе и возможность высказывать собственные мысли по ее улучшению.
Если после проведения координационного собрания в кабинет руководителя придет сотрудник со своими предложениями, значит, работа была проведена не зря. Такого специалиста можно например попросить «взять под крыло» менее опытных коллег, поделиться своими знаниями и навыками.
Даже если поступившее предложение на первый взгляд малоэффективно, будет правильным поблагодарить коллегу и пообещать внимательно проанализировать его идею. Возможно, при более тщательном рассмотрении она окажется не такой уж бессмысленной.
Каждый человек по-разному воспринимает похвалу руководителя. Один расцветает в улыбке и возносится до небес, другой – скромно потупляет глаза и готов провалиться сквозь землю. Возможно, в глубине души ему приятно, но неудобно перед коллегами. Грамотный руководитель учитывает подобные нюансы характера и выбирает правильную форму поощрения.
Хвалить человека можно публично и с глазу на глаз, а также совмещать и комбинировать эти способы. Например, если сотрудник вышел с не слишком удачной инициативой, об этом можно сказать в личной беседе, не вынося критику за пределы директорского кабинета.
Благодарность можно выразить в индивидуальном порядке или прилюдно, конкретному сотруднику или всему коллективу. Заказ пиццы в отдел или приглашение в бар после работы обернутся неподдельным уважением со стороны подчиненных, а главное, ростом эффективности их труда. Важно, чтобы проводимые мероприятия были регулярными и в то же время непредсказуемыми, с элементами неожиданности и новизны.
Благодарность за хорошие идеи и плодотворную работу не ограничивается сухим «спасибо» или «был рад выслушать Ваше предложение». Арсенал поощрений разнообразен:
· Выражение признательности инициативному работнику во время очередной планерки;
· Предоставление дополнительного выходного дня, возможность уйти раньше с работы;
· Разговор по душам, проявление интереса к семейным делам (конечно, по принципу уместности);
· Покупка нового рабочего кресла или замена оргтехники на более современную;
· Благодарность в виде небольшого подарка, например подарочного сертификата.
Руководители крупных и успешных корпораций придумывают весьма оригинальные способы нематериальной мотивации своих сотрудников. Можно привести немало примеров, когда совершенно простые меры приводили к невиданному подъему энергии у работников компании. Барт Лоранг, исполнительный директор компании FullContact, занимающейся разработкой программного обеспечения, каждому своему сотруднику выдавал 7500$ в качестве дополнения к отпускным, сопровождая этот щедрый дар напутствием: не проверять рабочую почту и не отвечать на звонки от коллег. А уж как именно проходит отдых — компанию не интересует: на пляже или дома за телевизором.
А вот и совсем простой способ повысить мотивацию и просто поднять настроение. Мировой лидер в области медицинских технологий компания Stryker раз в месяц поощряет лучших сотрудников возможностью бросить пирог в своего шефа! Такой простой способ стоит руководителю компании нового костюма, но оборачивается весьма весомой прибылью и уважением коллег.
Подводя итог сказанному, можно уверенно сказать, что мотивация рублем – не единственное и не всегда лучшее решение. Уважающий себя специалист вправе рассчитывать не только на достойную зарплату, но и на уважение со стороны руководства, на признание своего мнения и поощрение за добросовестное и творческое отношение к труду. Нематериальные стимулы привлекают неординарных людей, которые способны вывести компанию на лидерские позиции.