Ни для кого не секрет, что карантин отрицательно сказывается как на экономике России, так и на мировой экономике в целом. Ситуация отрицательно повлияла не только на туроператоров и авиаперевозчиков, но и на многие другие отрасли бизнеса. По данным опроса Торгово-промышленной палаты предположительно более 3 млн компаний могут закрыться, а работу потеряет более 8 млн сотрудников.
По прогнозам аналитиков даже кризис 2008 года может оказаться слабее, чем ситуация в 2020 году.
Так, International Monetary Fund прогнозирует, что рост ВВП в этом году предполагается только у Китая и Индии. Все остальные страны увеличением ВВП похвастаться не смогут.
Однако сейчас как никогда надо собраться, перестать паниковать и изображать из себя музыкантов с Титаника, а сесть и продумать, как помочь своему бизнесу в этот кризисный период.
Итак, на что стоит обратить внимание сейчас:
1. Уделите пристальное внимание онлайну
Многие бизнесы еще в начале марта начали быстро смещать основное внимание на онлайн-продажи и онлайн коммуникации. Еще бы, ведь сейчас большинство проводит дома и в интернете значительно больше времени, чем раньше. К примеру, если вы бизнесе в сфере услуг, продумайте, какие услуги вы можете оказывать клиентам онлайн. Так, многие фитнес-центры проводят онлайн-тренировки, косметологи делают мастер-классы по уходу за кожей в домашних условиях, кофейни и рестораны разрабатывают чат-боты для того, чтобы клиенты могли заказывать ассортимент онлайн, и привозят любимый кофе и еду на дом.
Для товарного бизнеса всё еще проще. Как правило, у большинства есть онлайн-магазины и сейчас самое время, чтобы уделить им более пристальное внимание: загрузить товар, до которого раньше не доходили руки, отладить скорость обработки заказов, поработать с акциями и спецпредложениями.
Если ваши сотрудники работают удаленно, уделите внимание оптимизации рабочих процессов: удобный task manager для задач, онлайн-планерки, чаты для общения не только по рабочим задачам, но и для сбора идей от сотрудников по улучшению процессов. Поверьте, у многих есть очень хорошие идеи, которые можно успешно применить для улучшения вашей ситуации.
2. Подумайте о дополнительных направлениях
Многие бизнесы сейчас активно добавляют новые услуги или товары к уже существующему ассортименту. Из последних кейсов: производители автохимии создают антисептики на основе изопропилового спирта, бренды одежды шьют многоразовые маски, оффлайн-магазины оперативно сделали доставку и расширили свой ассортимент на санитайзеры и медицинские маски. А детские сады организуют онлайн-занятия по творчеству с малышами. Видели даже доставку суши, которые включили в свой ассортимент туалетную бумагу и мыло.
3. Уделите пристальное внимание маркетингу
Сейчас он актуален как никогда. Конечно, хочется “срезать” весь маркетинговый бюджет и пустить его на решение более срочных вопросов, но это стратегическая ошибка. Клиенты, к сожалению, из воздуха не образуются, хотя конечно, хотелось бы. Поэтому из маркетинга на текущий момент надо выжимать максимум:
- По возможности не останавливайте SEO-продвижение. Пандемия закончится, спрос вернется, а вот просевшие позиции останутся. Плюс сейчас с органической выдачи приходят наиболее “горячие” и настроенные на приобретение продукции или услуги пользователи. Также учитывайте тот момент, что часть бизнесов откажется от продвижения. В любом случае SEO инерционно и заявки после окончания карантина в первую очередь будут получать те, кто не остановил работы. А вот всем “вернувшимся” придется несколько месяцев восстанавливать позиции. На Западе, к примеру, большая часть маркетологов считает, что SEO сейчас важно, как никогда, при том, что у 66% данный маркетинговый инструмент был приоритетным и в 2019 году.
- Поищите новые каналы продвижения. Сейчас как никогда стали актуальны маркет-плейсы. И если вы еще не использовали Беру, Ozon, Wildberries, TMall и т.д. - самое время попробовать. Во-первых, работа за % от продаж, во-вторых, если использовать их сервисы - высокая скорость доставки и низкий % возвратов. Плюс ко всему московским предпринимателям предоставляется возможность компенсировать затраты на комиссии данных сервисов из городского бюджета в размере до 700 000 руб. Также не пренебрегайте Яндекс.Маркетом (за него тоже можно получить компенсацию) и более мелкими прайс-площадками. Если у вас есть, что можно сдать в аренду или продать - Авито, Юла и Next2you вам в помощь. Поверьте, аренда также поможет выплыть в период кризиса.
- Оптимизируйте рекламные расходы. Если вы пользуетесь контекстной или таргетированной рекламой, уделите пристальное внимание её оптимизации: оставьте только работающие рекламные кампании, уберите неконверсионные запросы, проверьте релевантность посадочных страниц, подключите ремаркетинг. Масштабируйте те каналы, которые давали хороший CPO.
- Не забывайте про SMM. Разумеется, при необходимости можно сократить количество постов, чтобы оптимизировать время и финансы на подготовку контента, однако полностью от общения с аудиторией в соцсетях отказываться нельзя. Поэтому контент-план даже в этот период должен работать.
4. Будьте в контакте со своими уже существующими клиентами
Лояльная клиентская база как никогда поможет преодолеть кризис. И даже если вам кажется, что вы целиком оффлайн-бизнес, поверьте, есть много способов и клиентов порадовать, и для себя заработать. К примеру, многие фитнес-центры стали сдавать своим клиентам коврики и спортинвентарь на период самоизоляции. И клиентам выгодно взять в аренду дешевле, и зал заработает вместо того, чтобы просто простаивать. Пекарни, кондитерские и рестораны делают рассылки с предложением акций и бесконтактной доставки. Ну а онлайн-магазины повышают бонусные баллы для держателей карт и проводят закрытые распродажи.
Поэтому продумайте дополнительные услуги, акции или просто приятные бонусы для своих текущих клиентов, делайте рассылки и не забывайте про высокое качество сервиса. Бесконтактная доставка, быстрые ответы на вопросы, оперативное информирование о задержках доставки существенно повысят уровень лояльности. Также многие сейчас сделали бесплатную доставку, по возможности последуйте их примеру.
5. Оптимизируйте операционные расходы
Аренда офиса, торговых помещений, заказ брендированной канцелярии, фитнес-абонементы для сотрудников - вот лишь некоторые направления оптимизации расходов. Не рекомендуем сокращать зарплату сотрудников без экстренной необходимости. Особенно в том случае, если зарплату вы сократили, а вот рабочую нагрузку оставили той же, или даже увеличили. Некоторые бизнесы пошли на сокращение рабочего времени и зарплаты на период карантина - такой сценарий возможен, однако сотрудники должны знать, что это временные меры и после окончания карантина всё вернется в привычное русло.
Не забывайте про поставщиков. Со многими можно договориться о скидках или дополнительных плюшках.
6. Уделите внимание репутации компании в онлайне
Отзывы сейчас важны как никогда. Во-первых, большинство продаж переместилось в интернет, во-вторых, у большинства появилось больше времени, чтобы эти самые отзывы оставлять. Поэтому сейчас как никогда важно уделять внимание управлению репутацией бренда:
- набрать больше положительных фидбеков. Предлагайте лояльным клиентам оставить отзывы за дополнительные "плюшки": скидки на следующий заказ, небольшой бонус и т.д.
- учитывать и оперативно исправлять недочеты. Пользователи жалуются на медленную доставку? Не бойтесь извиниться и впредь уведомлять о задержках сроков доставки. Товара нет в наличии, а так хотелось купить? Наладьте более быструю синхронизацию между сайтом и складом. Вам позвонили 3 раза и так и не дозвонились? Если это подтвердится, предупреждение ответственному за прием звонков сотруднику и более тщательный контроль процессов.
- оперативно реагировать на негативные отзывы. К примеру, на том же Яндекс.Маркете рекомендуется не оставлять негативные отзывы без ответа, а отвечать на них быстро и предлагать различные решения возникшей проблемы.
- гордиться вашей репутацией. Клиент оставил положительный отзыв? Отличный контент для сториз в Instagram или для размещения в разделе “Отзывы” на сайте. Не стесняйтесь! Смело публикуйте и отслеживайте уровень удовлетворенности ваших клиентов.
Выводы:
Кризис - это не только период стресса и апатии, но и период новых возможностей. Пробуйте новые направления, новые каналы продвижения, оптимизируйте уже существующие процессы, вкладывайтесь в развитие и обучение. Будьте в контакте и со своими клиентами, и со своими сотрудниками. А также берегите себя и свои нервы!