Я давно собиралась написать огромный пост про ошибки в управлении проектами, потому как побывала уже в шкурах всех ступеней - новичка, подчиненного, руководителя, фрилансера-подрядчика, фрилансера-заказчика - и могу поглумить и над своими победами и над своими провалами. Итак.
Часть 1. ТЫ - ШЕФ (руководитель, фрилансер-заказчик, продюсер, режиссер)
1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ. Кому нужны правила и должностные инструкции? Подотрись ими, а сотрудникам дай обтекаемые формулировки их должности. А то что они будут работать, от запятой до запятой? Пусть пашут за себя и за того парня. Очень хорошо, если сотрудники не будут знать, где кончается граница их ответственности и начинается граница ответственности их коллег. Пусть путаются - тогда можно будет свалить вину на кого угодно.
2. БРИФИНГИ. Не объясняй всем сотрудникам все детали проекта, каждого проинструктируй индивидуально. Особенно хорошо это сделать на ходу, в коридоре, когда у тебя будет минутка. Очень хорошо, если сотрудники не будут точно знать, кто точно в команде проекта, а кто - нет. Интрига улучшает работоспособность. Да, не забудь каждый раз грозно кричать, когда кто-то из них задаёт лишние вопросы.
3. ТЗ. Не утруждай себя составлением внятных тз (проект, срок, вводные, пункты задач, ожидаемые результаты). Просто скопируй выдержку из письма клиентоса и кинь исполнителю со словами "Привет, есть проектец, займешься?"
4. ПРОБЛЕМЫ. Игнорируй вопросы, просьбы и предложения сотрудников. Сделай вид, что ты оглох, ослеп и у тебя есть дела поважнее.
5. СОВЕЩАНИЯ. Проводи как можно больше совещаний. В разное время. Сбор труби за пять минут. Чтобы неожиданно. Особенно, когда аврал.
6. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ. Работай, когда тебе удобно, а сотрудники подстроятся. Если тебе удобно работать с 6 вечера до 3 часов ночи - пусть будут на связи!
7. ЧАТЫ. Не утруждай себя писать в каждый отдельно созданный чат по проектам. Кидай всё в общий - хороший сотрудник сможет выудить инфу оттуда. Вообще - не надо никаких разных чатов. Фигачь всё в один - у сотрудников куча свободного времени, вот, будет им чтиво.
8. ИНФОРМАЦИЯ. Никогда не структурируй поступающую от клиента информацию. Вываливай её на сотрудников в том виде, в каком она есть (прям да, с матом, издевками, невнятными формулировками и неадекватными требованиями) - пусть сами разбираются. Ещё лучше - не обращайся к конкретному сотруднику с этой новой информацией. Кинь в общий чат и напиши в молоко "Быстро решить!"
9. НАКАЗАНИЯ. Создай в коллективе атмосферу строгого подчинения. Штрафуй за каждый минимальный прокол. Устраивай публичные порки. Ещё лучше - кричи, как истеричка. Тебя сразу зауважают.
10. ПООЩРЕНИЯ. Не поощряй. Ни добрым словом ни тем более деньгами. Ещё расслабятся ненароком.
11. СВЯЗЬ. Пропадай со связи на несколько часов или суток. В самый ответственный момент. Ты же нанимал сотрудников для того, чтобы они работали, а не для того, чтобы они висели у тебя на шее! Пусть разбираются сами.
12. ДЕНЬГИ. Удерживай, задерживай и не выплачивай. Если сотрудник будет настаивать - пространно объясни ему, где и как он промахнулся (даже если это не так). Как вариант - можно пожаловаться на то, что проект вышел убыточным (из-за него) или прибегнуть к классическому "Денег нет, но вы держитесь".
13. СУБОРДИНАЦИЯ. Пусть все называют тебя на "вы" и кланяются при встрече. Не меньше. И не приведи кришна тебя растрещаться с подчиненными за жизнь - ты уронишь себя в его глазах, в своих глазах и в глазах всего мира. Не допускай, чтобы в тебе видели человека.
14. СРОКИ. Ставь нереальные сроки. Больше всего исполнители любят формулировку "Это надо ещё вчера!" (и ехидный смешок, да). Повторяй её каждый раз, дай людям понять, что работать вовремя и в реальные сроки - это моветон.
15. ОБЕЩАНИЯ. Обещай молочные реки и кисельные берега. Сули деньги и интересные проекты. Потом просто забывай об этом. Интеллигентный сотрудник тоже умолчит и не напомнит.
16. ЗАЩИТА. Ты - шеф, а не нянька. Не надо защищать интересы сотрудников, заботится об их самочувствии и входить в их положение. Если накосячили - не надо брать на себя их проколы, выстави их у позорного столба и пригласи клиента посмотреть.
17. ПРИМЕР. Ну это вообще самое главное. Ты - руководитель, ты не должен пахать за десятерых. Для этого у тебя есть подчиненные. Вот они пусть и работают. А твоя задача - грести денежки и отдыхать на Мальдивах.
18. СТРУКТУРА ПРОЕКТА. Веди дела как кришна на душу положит. Не планируй, не составляй списков, переключайся с одного вопроса на другой и вообще веди себя как ребенок с дефицитом внимания - это покажет твои сотрудникам, какой ты многозадачный, творческий и уникальный.
19. КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ. В случае патовой ситуации иди спать. Или ещё можно начать орать и курить в окно. Держи сотрудников в тонусе. Ты не обязан решать проблемы, которые они породили.
20. ЗАСЛУГИ. Повсеместно присваивай заслуги себе, забывая о команде. Ведь ты их нанял, ты им заплатил, они своё отработали. Теперь время тебе почивать на лаврах.
Следующая статья серии: 100 вредных советов организатору. Часть 2. Ты - подчиненный
А вам есть чем дополнить этот список?
________________________________________