Многие, конечно, слышали про "удобные флаги". В том числе таковым является и монгольский :) Правда, мне под ним работать не пришлось, только неоднократно под камбоджийским и пару раз под мальтийским.
Вот снимок, сделанный мною на нашем престарелом "Рэйнбоу" зимой на Дону, это камбоджийский флаг:
А на нашей фок-мачте российский флаг:
Давайте попробуем более подробно разобраться со всем, что с этим связано.
Возьмём тот же "Рэйнбоу". Судно принадлежало украинской компании, ходило под камбоджийским флагом, команда укомплектована в основном гражданами Украины с добавлением россиян. И вот, скажем, я, на тот момент гражданин Украины ( а куда севастопольцам было деваться?), нанёс тяжкие телесные повреждения гражданину РФ, причём произошло это в турецких территориальных водах, когда судно обязано поднять и турецкий флаг в дополнение к своему. Такие правила, этот момент символизирует помимо уважения к государству, в водах или порту которого вы находитесь, и то, что на судно в определённой степени распространяется местное законодательство.
Эти законы и правила касаются пограничного, таможенного, санитарного и навигационного режимов; налогов, сборов и пошлин; осуществления погрузочно-разгрузочных работ; посадки и высадки пассажиров; безопасности судоходства и производимых работ; порядка схода на берег и пребывания на берегу членов экипажа и т. д.
Так вот, если пострадавший решит привлечь меня к ответу по суду - в суд какого государства он должен обратиться? России, Украины, Камбоджи или Турции?
Оказывается, согласно п. 1 ст. 27 Конвенции по морскому праву и п. 1 ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилегающей зоне уголовная юрисдикция не осуществляется на борту иностранного судна, находящегося в территориальном море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, когда последствия этого преступления наносят вред государству, в водах или порту которого судно находится.
Я потратил много времени, чтобы разобраться с этим вопросом и выход один - обращайтесь к властям Камбоджи :)
Всем знакомы душераздирающие истории команд судов, арестованных в иностранном порту, особенно, если они под "удобными" флагами. Возьмём ситуацию: судоваладелец и команда российские, судно зарегистрировано под флагом Камбоджи, управляется оффшорной компанией на Багамах, передано во временный чартер турецкой компании, возит грузы китайских производителей, скажем в Австралию и тут его за какое-то нарушение арестовали. Кто будет заниматься судьбой экипажа? Юридически судно не российское, защищать его как частицу государственной территории под российским флагом Россия не может.
Камбодже на все эти проблемы вообще наплевать, турки всего лишь арендаторы. Вот и начинается иногда многолетняя тягомотина, в итоге которой проще объявить оффшорную компанию банкротом и позабыть о самом судне, тем более, что зачастую это дышашие на ладан лоханки, и об его команде. Кувыркайтесь там, как хотите.
Почему судовладельцы уходят под "удобные" флаги? Государства, предоставляющие "удобный" флаг, обещают им самые льготные условия: быструю, упрощенную и дешевую регистрацию, низкие налоговые ставки, небольшие регистрационные сборы, минимум формальностей и крайне короткий срок регистрации и проведения любых операций по реестру. Одним из самых скандально известных стал флаг Камбоджи, собственный реестр которой размещался в Сингапуре. Он стал первым реестром, предложившим регистрацию в режиме онлайн в Интернет, с гарантией полного оформления в течение 24 часов.
В ряде государств "удобного" флага применяются минимальные требования к состоянию судов и экипажа, минимальный контроль со стороны государства флага. Да уж, на таком гнилом старье пришлось поработать под этим самым камбоджийским флагом...
А поскольку такой низкий контроль, судовладельцам можно нанимать дешевую и непритязательную рабочую силу, не связывая себя трудовыми соглашениями с моряками. Тем, кто ходили "под флагом", известны многочисленные истории с проблемами по оплате или просто "кидаловом" в этой области, особенно в те же 90-е. Последней надеждой в таких случаях является Международная федерация транспортных рабочих,(англ. International Transport Workers' Federation, ITF). Мне доводилось слышать сказочные истории, когда отчаявшиеся моряки обращались к инспекторам ITF и могущественная организация помогала им. Хотя сами они членами этого профсоюза не являлись и взносы не платили.
Может быть, - личного опыта у меня в этой сфере нет. Пару раз работал на условиях выплаты заработанного в конце контракта, причём она задерживалась ещё на пару месяцев после схода с судна, но Бог миловал, в итоге своё я всё же получал. Но какое своё? В 1999 году как третий механик я получал 900$, а матросы вообще по 550. Это тоже следствие работы под "удобным" флагом.
Я начал работать на гражданском флоте в начале 1999 года, так что всё это происходило на моих глазах. Тот камбоджийский реестр, после того, как к 2002 году из 450 официально зарегистрированных в нём судов 25 погибли или были списаны после аварии, произошло 41 столкновение, 9 пожаров и 45 задержаний, девяти судам было запрещено плавать в водах Европы, так как они представляли угрозу не только своим собственным экипажам, но и другим судам, а также окружающей среде, был в итоге закрыт и в 2004 году открыт новый, разместившийся в корейском Пусане. Но хрен редьки не слаще.
Реальны и настоящие трагедии. 2 и 3 ноября 2004 г. возле Находки затонули во время шторма теплоходы «Ароса» (флаг Камбоджи) и «Вест» (флаг Монголии). Оба судна с экипажами из граждан России, погибли 33 моряка. Ответственных за эти трагедии не нашли, так как невозможно было определить истинных судовладельцев, спрятавшихся под "удобными" флагами.
Сейчас ситуация возможно и меняется к лучшему. К тому же есть страны, предоставляющие "удобный" флаг, заботящиеся о его престиже, чтобы привлекать под него новые солидные суда, доход от которых естественно выше. И отношение к таким судам местных властей гораздо либеральнее, ясно, что особых безобразий на них быть не может.
Чтобы привлечь под свой флаг флот солидных судовладельцев, которые заинтересованы в поддержании высокого престижа своих судоходных компаний, страны открытых реестров стремятся придать им благопристойный вид. Еще один немаловажный аспект такого "удобного" флага: чем выше его престиж и авторитет, чем лучше государство флага контролирует процесс регистрации судов, тем выше с точки зрения западных банков и других финансово-кредитных учреждений кредитный рейтинг и судовладелец может получить кредит под залог судна.
Например, на модернизированном ранее "Челси-6", чтобы сохранить мальтийский флаг, судовладелец был вынужден провести через несколько лет дополнительное переоборудование, в котором и мне довелось поучаствовать. Полную реновацию прошла санитарная каюта, увеличена площадь, к ней был пристроен дополнительный санузел, заменено всё оборудование. Вообще, добавили несколько гальюнов на жилой палубе, переоборудовали каюты с заменой мебели и отделки, была модернизирована система вентиляции жилых помещений - добавлена возможность подогрева и увлажнения подаваемого в них воздуха. Добавлено специальное помещение, оборудованное компьютерами и различной оргтехникой.
Время берёт своё, пришлось расстаться с флотом, но всё, что связано с ним, уже никогда не станет чуждым для любого моряка до конца его дней.
Ещё немного о жизни морской:
Немного о судах, которые называют "жабодавами"
О людях, ходящих в море на "жабодавах"
Как теперь лечат на судах в море
.......................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь