После публикации книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект» 20 лет назад все осознали важность социальных и эмоциональных факторов рабочего места. А еще теория эмоционального интеллекта призывает успешного человека быть приличным. Ну, допустим, какой-то социальный капитал порядочный и приятный человек наживет — но окупается ли это материально?
Вопрос в том, насколько вы уступчивы. Традиционная классификация определяет уступчивость как сочетание двух черт: 1) в какой степени вы цените добрые отношения и 2) в какой мере вы готовы критиковать других. Исследователи убедились, что самые уступчивые мужчины получают заметно меньше тех, кто не столь «приятен».
На первом месте у «приятного человека» — нежелание ссориться. А для успешного продвижения порой требуется и жесткость. Хороший лидер обязан говорить людям и то, чего им не хочется слышать. И если вы хотите стать первым кандидатом на повышение, то будьте честны: кого-то придется отпихнуть.
Для карьерного успеха необходимо также и умение критиковать. Некоторые руководители склонны окружать себя послушными соглашателями, но большинство предпочитает коллег, которые обнаружат недостатки в плане прежде, чем вредный документ будет внедрен. Такую критику можно получить лишь от не слишком уступчивых людей.
Разумеется, никто не советует вам все делать жестко и идти напролом. Главное — различать неуступчивость и вздорность. Итак, что можно сделать — и уступчивому человеку, и не слишком?
Для начала познайте себя. Есть множество тестов, позволяющих замерить «Большую пятерку» основных параметров характера. Пройдите такой тест, и вы получите объективное представление о своей уступчивости или неуступчивости.
Если вы слишком уступчивы, заставляйте себя присматриваться к любым обсуждаемым планам и находить в них недостатки. Забудьте на время о личных отношениях, сосредоточьтесь на вопросе: что может пойти не так. Можете вообразить, будто это план действий не вашей, но чужой команды — так легче разделить идеи и живых людей. Найдите способ сформулировать и выразить замечания. Если все увидят, как ваши советы полезны в долгосрочной перспективе, обиды на «критику» долго не продлятся. Говорите сочувственно и откровенно. Попрактикуйтесь сперва с другом на выдуманных ситуациях.
Если вы неуступчивы, учитесь приправлять критику эмпатией. Помните, как трудно любому человеку выслушивать критику своих идей или достижений. Будьте тверды, но учитывайте действие своих слов. Если вы опасаетесь нажить репутацию черствого и малоприятного человека, попрактикуйтесь с другом, постарайтесь понять, что именно в вашей манере делать замечания вызывает отпор со стороны коллег. Сильный лидер умеет направлять, не озлобляя.
И приятные люди, и неприятные вполне годятся в руководители — главное отладить стратегию поведения.
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Арта Маркмана в HBR Россия «Может ли преуспеть приятный человек?». Другие материалы об эмоциональном интеллекте вы всегда можете найти в разделе «Лидерство» на сайте hbr-russia.ru.