Найти тему
Retail.ru о розничной торговле

ТЦ на карантине: кто заплатит за убытки?

Оглавление

Китайские собственники ТЦ предоставили ритейлерам от двух до четырех недель арендных каникул, однако, по мнению ритейлеров, этого недостаточно для покрытия убытков. Как готовы действовать российские собственники в сложившихся условиях? Retail.ru опросил владельцев ТЦ и девелоперов, как они видят ситуацию и что предпринимают.

Zara сообщила, что рассматривает перспективу закрытия своих магазинов в России. Крупнейшие ритейлеры инициируют пересмотр арендных договоров для получения скидок на ставки аренды и арендных каникул. Есть высокая вероятность того, что меры по смягчению коммерческих условий со стороны собственников ТЦ будут приняты, так как в сложившейся ситуации якорные трафикообразующие арендаторы ТЦ имеют достаточно сильную позицию в переговорах, отмечают в CBRE.

Закрытый ТЦ «Авиапарк». Фото: Dmitry Bezrukov/shutterstock

Идут ли ТЦ навстречу арендаторам?

Позиции владельцев ТЦ и девелоперов неоднозначны. Некоторые заявляют, что будут начислять арендную плату в полном объеме, другие готовы предоставить скидки, многие уже сегодня говорят о том, что возьмут с арендаторов только эксплуатационные платежи. Но полностью освободить партнеров от платежей мало кто готов. Как правило, подход в отношении того или иного арендатора определяется индивидуально.

Коммерческий директор Glincom Иван Татаринов подтверждает: «Мы предоставляем каникулы по арендным платежам тем арендаторам, которые полностью закрыли магазины, и даем существенные скидки (до 70−80%) тем, кто продолжает работу».

«С начала волны снижения посещаемости торгового центра и закрытий магазинов арендаторы писали письма, звонили с просьбами снизить, отменить арендную плату или стоимость технического обслуживания. И с каждым мы проводили и продолжаем проводить переговоры. В таких условиях требуется индивидуальный подход в зависимости от рода деятельности и специфики сегмента, а общую систему лояльности выстраивать я считаю неправильным, – рассказывает Ольга Вальчук, генеральный директор АО «Региондевелопмент». – Так, первыми пострадали кинотеатры, развлечения и детские центры. Потом сразу за ними – рестораны. Сейчас страдают остальные магазины, как-то пытаются выжить те, кто не закрылся, то есть магазины с товарами первой необходимости. Но и им тяжело. Переговоры об изменении арендных условий идут непросто, но мы заинтересованы, чтобы арендаторы продолжали работать после пандемии, поэтому где-то идем на снижение минимальной ставки на 50%, где-то обсуждаем другие возможные преференции».

«Для части арендаторов мы отменили фиксированную плату и оставили только процент от товарооборота. Для таких арендаторов, как, например, супермаркет «Лента», мы снизили арендную ставку на 50%. С момента введения карантина по всей Москве в ТЦ «Ангара» работают только супермаркет и аптека. Операторы фудхолла теперь готовят еду на вынос и функционируют с помощью курьерских доставок. Все досуговые мероприятия – кулинарные мастер-классы, психологические лекции и спортивные занятия для детей – мы перевели в формат онлайн-конференций и прямых эфиров в социальных сетях», – комментирует Максим Карбасникофф, руководитель коммерческой дирекции ADG Group.

«Большинство торговых центров идут навстречу ритейлерам и отменяют арендную плату на время ограничительных мер, оставляя лишь коммунальные и операционные платежи», – отмечает Елена Розанова, директор по развитию бизнеса и клиентскому опыту департамента управления недвижимостью Colliers International.

-2

Фото: Dmitry Bezrukov/shutterstock

ТЦ и арендаторы – в одной лодке

Стоит сказать, что сейчас многие девелоперы находятся в не менее сложной ситуации, чем арендаторы: в большинстве своем собственники и девелоперы торговых объектов обременены выплатами по кредитам.

«Основная доля затрат девелоперов – это кредитные выплаты, которые могут составлять до 70% от общего арендного потока. В этом случае нам, собственникам, необходима помощь и поддержка государства в согласовании арендных каникул, снижении процентов, начисляющихся на кредит, отсрочки выплат основного долга», – считает Ольга Вальчук.

Что касается государства, то эксперт отмечает, что с самого начала пандемии ситуация в России развивалась довольно путано: ТЦ и арендаторы получали множество разнообразных указов, писем, требований от разных администраций. «Арендаторы оказались в полной растерянности, – комментирует Ольга Вальчук. – Честно говоря, не в лучшем положении находились и мы: решения принимались в «ручном режиме», бывало, каждые 30 минут приходили новости, можно сказать, с фронта, которые кардинально меняли ситуацию. Однако мы всегда помнили и помним, что мы в одной лодке с арендаторами – не будет бизнеса у них, закончится бизнес и торгового центра. Поэтому эту кризисную ситуацию нужно проходить вместе, помогая и поддерживая друг друга. В день введения режима самоизоляции мы вынуждены были приостановить деятельность магазинов, где нет товаров первой необходимости. В итоге в ТРЦ «Галерея 9-18» работающими остались супермаркет , зоомагазин и арендаторы на фудкорте, которые могут работать по доставке. Также мы получили письмо от властей с рекомендацией закрыть центр. Однако решили не закрывать ТРЦ, обеспечивая работу хотя бы оставшихся магазинов».

Фото: Retail.ru
Фото: Retail.ru

Когда закончится самоизоляция и торговые центры возобновят работу – пока непонятно. По худшим сценариям девелоперов, до двух месяцев. «Однако уже сейчас мы недополучаем арендный поток, поэтому не можем выполнять обязательства по кредитам, у нас нет денег на обслуживание функционирования ТРЦ, – говорит Ольга Вальчук. – Мы активно общаемся с банками, объясняем сложившуюся ситуацию, пытаемся согласовать арендные каникулы и, главное, ждем соответствующие постановления правительства, которые позволят банкам идти нам навстречу. А пока активно режем операционные косты, уже рассматриваем варианты, где управление комплексом будем передавать от внешней УК собственному штату сотрудников. Основные задачи сегодня – максимально снизить затраты на работу ТРЦ, сохранить существующих арендаторов, предоставить им возможность работать не в убыток или хотя бы выжить». ТЦ стараются максимально сократить расходы. Одной из таких мер, для примера, является отключение света в неработающих галереях и других систем, возобновление работы которых не связано с дополнительными издержками. Снижаются и расходы на маркетинг, здесь оставляют только коммуникационные каналы с посетителями – чаще всего это социальные сети и сайт торгового центра.

Фото: Retail.ru
Фото: Retail.ru

Как все будет потом?

Размышляя о последствиях текущей ситуации, Михаил Михайлов, управляющий партнер ТРЦ «Бутово Молл», отмечает, что каждая неделя простоя помимо прямых убытков приводит и к удлинению сроков последующего восстановления нормальной работы ТРЦ с точки зрения посещаемости и товарооборота: «Возвращение посетителей в торговые центры будет проходить на фоне изменения устоявшейся модели потребления, а следовательно, всем нам (собственникам и ритейлерам) придется изменить баланс предлагаемых товаров и услуг, а также пересмотреть коммуникацию с целевой аудиторией».

Валерия Зайкова, Retail.ru

Теги: торговый центр кризис коронавирус девелопмент арендаторы аренда

Статья относится к тематикам: Retail, Кризис. Точка бифуркации, Маркетинг и экономика торговли, Коммерческая недвижимость, street retail, ТЦ, склады, , Общеотраслевое

Источник: Retail.ru

Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram  и  Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru