Именно от руководителей в первую очередь зависит то, насколько эффективно команда будет работать из дома.
Чтобы упорядочить хаос, сначала важно выстроить фундамент для удалённой работы сотрудников. Среди направлений, на которых руководителю следует сфокусироваться, выделяются этапы:
- подготовки, когда решаются организационно-технические вопросы: рабочее место, корпоративные доступы, настройка связи и т.д.;
- синхронизации работы с командой;
- коммуникации: онлайн-встречи, постановка задач, обратная связь.
В итоге роль руководителя в новых условиях меняется. Ему приходится брать больше ответственности в части сохранения сплоченности коллектива, синхронизации в работе и поддержки сотрудников во время социальной изолированности. И в то же время пересмотреть баланс доверия и контроля: больше доверять сотрудникам, передавать часть ответственности и при этом меньше контролировать их действия.
Подготовка к работе на удалёнке
1. Рабочее место. В первую очередь каждый сотрудник должен подготовить дома рабочее место на ближайшие недели. Желательно, чтобы это место было тихим и изолированным от других комнат. Убедитесь, что всех членов команды есть ноутбуки или настольные компьютеры. Заранее проверьте качество связи. Если сотрудник будет дома не один, для работы ему понадобятся наушники. Дополнительно нужно приобрести блокноты, карандаши и ручки — в офисе сотрудники привыкают, что такая мелочь всегда под рукой.
2. Доступ к рабочим ресурсам. Составьте список программ и сервисов, которые нужны для стабильной работы компании в условиях удалёнки. Это могут быть: CRM, корпоративная почта, 1С, удалённый доступ к офисному компьютеру и пр. К каждому ресурсу нужны настройки доступа на просмотр/изменение/редактирование/администрирование и т.д.
3. Сеансы связи. Руководителю придётся уделять больше времени общению с командой. Поэтому ежедневные стендапы по видеосвязи на 10–15 минут должны стать нормой. При этом раз в неделю проводить видеовстречу тет-а-тет с каждым сотрудником. А с вышестоящим начальством встречаться онлайн лучше хотя бы раз в неделю.
4. Группа поддержки для себя и командная группа поддержки. Если дома вместе с вами будет кто-то ещё, необходимо заранее договориться о режиме работы и общения: кто может заходить в комнату, кого и когда можно отвлечь и т.д. Причём договариваться придётся и с детьми. Нужно четко объяснить, что ситуация изменилась, поэтому теперь дома правила другие и нужно соблюдать границы. Не разрывайте связей с коллегами. Если вы привыкли, что в офисе с кем-то ходите на обед или выпить кофе, то приучите себя созваниваться с коллегами в это же время.
5. Питание. Люди привыкли, что в офисе есть кафе, перерывы на ланч и коллеги, которые позовут на перекус. Дома придётся готовить самостоятельно. Поэтому важно запланировать время для приёма пищи и заранее запастись едой.
6. План работ. Важно понимать, что в первое время эффективность команды просядет из-за экстренной ситуации. Чтобы за 1–2 недели выйти в нормальный режим работы, нужно выделить время в первую очередь на решение оперативных задач по переходу на удалёнку. Параллельно созваниваться или списываться с начальством; получать список задач на день, несколько дней или неделю; и распределять это между сотрудниками.
7. Список проблем. Отдельно от рабочих вопросов создайте список проблем из-за удалёнки и приготовьтесь, что он будет пополняться. Можете выписывать проблемы от себя, а также собирать их от всех сотрудников. Дальше нужно каждый день выделять 20–30 минут исключительно для решений проблем из вашего списка. Если проблема сложная, для её решения собрать рабочую группу. К концу недели список проблем должен превратиться в список задач и активностей.
Синхронизация с командой
Руководитель и команда принимают совместное решение, где будут фиксировать и вести задачи. Лучше всего использовать Битрикс24. Эти инструменты помогает видеть рабочий прогресс.
Синхронизация по задачам решает несколько проблем:
- снижаются риски, что сотрудники делают не то, что от них требуется;
- снижается тревожность, когда видно, что сотрудник занимается рабочими делами;
- нет необходимости микроменеджмента.
Коммуникация с командой
При переходе на удалёнку на общение с сотрудниками тратится больше времени. Чтобы хаос не увеличивался, онлайн-встречи с командой должны стать ежедневными.
Если коллектив большой, нужно разбить его на подгруппы по 5–7 человек и выделить тимлида в каждой подгруппе. В конце каждой недели запланировать 15-минутные онлайн-созвоны с каждым сотрудником. Тет-а-тет обсуждается, что удалось сделать за неделю, что мешает работать на удалёнке из корпоративных или домашних проблем и т.д.
Отдельно обсудить, что полезного сотрудник нашёл для себя благодаря переходу на удалёнку за прошедшую неделю. Важно фокусировать людей на плюсах, чтобы снижать стресс.
Ставить задачи удалённой команде лучше в формате SMART:
- S — specific — конкретная;
- M — measurable — измеримая;
- A — achievable — достижимая;
- R — resources, relevant — ресурсы, значимая;
- T — time bound — ограниченная по времени.
При этом важно помнить, что интонации по видео- или аудиосвязи передаются хуже, чем при живом общении. Поэтому следует передавать информацию так: обозначить факт, объяснить влияние этого факта на что-либо, а после озвучить просьбу.
В целом в процессе перехода компании на удалённый режим стиль управления командой начинает меняться. Из директивного он переходит в наставнический, потом в поддерживающих и наконец — в делегирующий.
Подписывайтесь на канал КУПИСАЙТ в Яндекс.Дзен и ставьте «лайк», если статья Вам понравилась! Можете и с друзьями поделиться :)