Тот, у кого нет детей не может даже и представить всю глубину горя родителей, которые потеряли собственного ребенка.
Смерть отняла у Елены самое дорогое — шестилетнюю дочь. Хоть времени с тех печальных событий прошло уже довольно много — почти два года — женщина все еще остро переживает потерю и пытается найти в себе силы, чтобы продолжать жить.
Вари не стало 2 сентября позапрошлого года. С тех пор Елена пытается смириться с утратой. Усугубляет ее положение и то, что все это она пережила фактически одна — с бывшим мужем она перестала общаться задолго до трагедии, а от родственников она отгородилась сама (хотя они и не были настойчивы в своем желании помочь и утешить).
Как все произошло
В 20-х числах августа Варвара стала какая-то тихая, не была такой жизнерадостной как обычно. 24 августа она начала жаловаться на сильную головную боль. К вечеру очень сильно поднялась температура и Елена вызвала скорую.
Варю забрали в больницу и после анализов поставили диагноз менингит. Лечение начали уже на следующий день, но все было напрасно — девочка просто таяла на глазах. После трех бессонных дней, проведенных у больничной койки дочери, врачи чуть ли не силой отправили Елену домой, поскольку она была крайне истощена и ей было необходимо поспать хотя бы несколько часов.
Врачи отчаянно боролись за жизнь Вари, но ничего не помогло. Шестилетняя девочка умерла в больнице 2 сентября. Елена просто не могла поверить в реальность происходящего. Она считала все случившееся сном, ужасным, но все-таки нереальным. Через день она отмечала день рождения подруги, потом кино, театры — все что угодно, лишь бы не дать возможности мозгу концентрироваться на произошедшем.
Через неделю Елену отправили по работе в командировку в Польшу. Она считала, что напряженная работа отвлечет ее от тяжелых мыслей. Но все было напрасно. Когда Елена вернулась домой, она решила искать утешения у бывшего мужа. Во время болезни дочери он тоже все время находился в больнице. Трагедия на короткое время объединила давно развёвшихся супругов. Но это продлилось недолго.
Тяжелую действительность все-таки пришлось принять
Елена говорит, что не смотря на то, что прошло уже почти два года, она все еще находится на этапе принятия. Часто бываю перепады настроения. Нет-нет, да накатит волна воспоминаний о Варе. Может пройти месяц без тревоги, но потом опять все возвращается. Это похоже на какую-то бесконечную спираль.
Елена даже в минуты полного забытья не может быть до конца счастливой, где на дальнем конце сознания маячат тревожные мысли. Она говорит, что так и не придумала для себя, как жить с этим дальше, нет какого-то универсального рецепта как справиться с подобной трагедией. Она просто продолжает жить по инерции, без смысла и без цели.
Какова была реакция других людей на случившееся
Многие знакомые и друзья советовали Елене завести еще одного ребенка. Это её только возмущало и раздражало. И это не удивительно, ведь нельзя заменить в своем сердце одного ребенка на другого. Да и как кто-то может понять чувства матери, потерявшей свое дитя.
Родственники Елены пытались сделать вид, будто ничего не произошло. Некоторые друзья, которых женщина считала близкими, просто исчезли из ее жизни. Наверное это все не зря. В горе она познала, кто есть кто.
Какая поддержка стала самой правильной
Конечно, слова и даже поступки других людей не могут вернуть Елене Варвару. Но все-таки в ее жизни были люди, которые оказали реальную поддержку и немного смягчили горечь утраты.
К примеру, женщина всегда ценила в людях честность превыше всего. И когда одна подруга Елены, у которой есть свои дети, подошла к ней и просто сказала, что даже не имеет малейшего понятия, что она сейчас переживает, но очень рада, что не находиться на ее месте, то для женщины эти слова были более искренние и приятные, чем фальшивое сочувствие многих других людей.
У Елены есть университетский друг, с которым после выпуска она в жизни не пересекалась, они лишь изредка переписывались в соцсетях. И когда этот, казалось бы уже просто номинальный друг, узнал о трагедии, то он оказал пожалуй, наибольшую поддержку несчастной матери.
Он не делал ничего сверхъестественного: просто каждый день писал Елене, напоминая ей о том, что нужно позавтракать, выйти куда-то прогуляться, просто рассказывал ей о своей жизни и иногда вытягивал её в кафе.
Еще один друг тоже весьма помог ей, он просто не давал думать о случившимся. Он просто скидывал Елене афиши мероприятий и писал: «Встречаемся там-то и во столько-то». Вот просто так, даже без вариантов. А после мероприятия они подолгу пили кофе и беседовали.
Какие слова лишние
В принципе, в такой ситуации для Елены никакие слова поддержки и сочувствия не могли помочь. Лучшее средство — это просто сообщение, звонок, дружеская беседа, банальная прогулка. Елена была рада любому, кто навещал ее, приходил просто выпить чаю с тортиком, чтобы поговорить о чем-нибудь отвлеченном.
Даже сейчас Елену больше всего обескураживает такой банальный, но такой тяжелый для нее вопрос «Как у тебя дела». Она просто не может на него ответить, ведь нельзя сказать, что женщина смирилась с происшедшим и нашла в себе силы жить дальше.
Воспоминания
Где-то через год после смерти Вари Елена записалась к психологу. Первый вопрос, который он ей задал — «Что вы хотите оставить себе от своей дочки? Что для вас было наиболее ценным в общении с ней?». И этот вопрос попал в самую точку.
Елена тут же поняла, что хочет и дальше смотреть на мир также немного наивно, но очень жизнерадостно, так же как научила ее смотреть на мир Варя.
На день рождения в мае Елена подарила дочери кукольный домик, который та давно хотела. Они собирали его вместе. Варя могла играться с ним днями напролет. Но однажды она потеряла одну из любимых кукол, «живших» в домике. Елена нашла куклу за диваном уже после смерти дочки и вернула ее в домик. Это единственная вещь, которую осталась от Вари в доме Елены. Все остальное она выбросила. И еще осталось несколько распечатанных фотографий (на компьютере их осталось много, но у женщины не хватило моральных сил, чтобы пересматривать их).
Как жить дальше
Сейчас Елена уже может более-менее спокойно разговаривать со знакомыми и друзьями о их детях, иногда даже сама заговаривает про Варю. Но иногда от таких разговоров на нее накатывают приступы депрессии, и тогда она может на несколько дней уйти в себя и ни с кем не общаться.
Елена говорит, что раньше не думала, сколько всё-таки в ней таится жизненной силы. До всего случившегося она никогда не подумала, что смогла бы справиться с такой трагедией и жить дальше.
Но теперь Елена поняла, что раз она сама все это пережила и справилась со всем, то надо что-то делать, двигаться дальше и пытаться построить новую жизнь, не забывая при этом про Варю, оставив для нее самый укромный уголок своего сердца.
Подготовлено по материалам работы психолога сайта pohorony.com.ua