Найти тему
Популярная авиация

СР-10 - достижение российских частных авиаконструкторов. Выдающееся и неоцененное.

Оглавление

2017 год. Российские СМИ широко освещают развитие проекта по разработке и производству перспективного учебно-тренировочного самолета СР-10. Основным потенциальным заказчиком является Министерство обороны РФ. Самолет рассматривается как современная замена устаревшего чехословацкого учебного L-39. Проект для отрасли абсолютно уникальный: на его разработку не выделено ни рубля из государственной казны. Как складывается судьба самолета сегодня?

Развитие проекта

Первый свой полет самолет выполнил в 2015 году. Летом 2016 года Министерством обороны РФ принято решение о поддержке проекта и проведении летных испытаний самолета в 2017 году, в ходе которых воздушное судно подтвердило все заявленные разработчиком характеристики. Министерство обороны заявляет о том, что начало поставок изделия планируется на 2018 год.

В чем уникальность СР-10?

Самолет СР-10 - без преувеличения невероятное явление для нашей страны, и речь не о его конструкции с применением малораспространенной схемы крыла обратной стреловидности. Замысел реализован не огромной корпорацией с щедрым государственным финансированием, а группой энтузиастов, создавших в 2007 году небольшое частное КБ "Современные авиационные технологии".

СР-10 на МАКС-2017
СР-10 на МАКС-2017

Самолет был полностью сконструирован и доведен до стадии летных испытаний силами частных предпринимателей. И это случилось как нельзя кстати: в разгар кампании импортозамещения, начатой государством. Для Министерства обороны, испытывающего острую потребность в замене старого L-39 на современные аналоги, СР-10 выглядел просто подарком. Мало того, что этот самолет полностью разработан в нашей стране и уже готов к запуску в серийное производство, да еще и комплектоваться машина может двигателями АИ-25ТЛ, которые в достатке хранятся на складах оборонного ведомства. Весьма логично, что военные чиновники решили поддержать проект.

История СР-10 не удивила бы американского, например, гражданина, для которого успешная разработка бизнесом высокотехнологичных и конкурентоспособных изделий в том числе и в авиационной отрасли - обычное дело. Для России же такой успех частной инициативы крайне редок, от того было вдвойне отрадно, что проект в нашей стране реализуется и имеет столь осязаемые перспективы.

-3

Развитие проекта

На этом позитивные новости пока заканчиваются. Вот уже почти два года об СР-10 из официальных источников ничего не слышно. Ни в 2018, ни в 2019 году серийное производство машины так и не началось. По информации Mil.press работы над самолетом приостановлены. Причина банальна - отсутствие финансирования.

Сложно понять, как во второй по военному потенциалу в мире стране не нашлось средств на запуск в производство столь нужного, недорогого учебного самолета, в разработку которого не пришлось вкладывать ни рубля бюджетных средств. Впрочем, последняя характеристика разработки, возможно, и является ее основным недостатком для некоторых лиц, принимающих решения.

Если текст показался вам интересным, вы можете поощрить автора, подписавшись на канал.