Площадь Ленина, как известно, определяется путем перемножения длины Ленина и ширины Ленина. Но это в сухой теории. Пышно зеленеющее древо жизни предоставляет целый набор плодов самой разнообразной формы, выбрать из которых приходится какой-то один.
Как вы уже поняли, речь пойдёт о реконструкции главной, она же единственная, площади в Оренбурге — имени Ленина. Эпидемия пройдёт, а сооружать на месте разобранного уже практически недостроя что-то да придётся. Теперь, когда после Градсовета, собранного вокруг этой проблемы, прошло две недели, а до следующего заседания благоразумно образовалось некоторое количество времени, самое то прикинуть, что же мы получили (хорошо: получаем).
Как у нас выглядит площадь сейчас, мы наблюдаем ровно последние 45 лет, как только в апреле 1975 года начался снос ветхих зданий в квадрате между Советской, Фадеевской и Цвиллинга (фото 1, 1930-е).
1930-е, Советская-Фадеева
Но еще до начала сноса у ряда оренбургских архитекторов имелось представление, какой площади быть в недалёком будущем.
1970-е, проект площади Ленина Вариант со сносом сквера и переносом памятника. Арх. А.Иванов
Следующие фотографии впервые представляют широкой аудитории проекты площади Ленина авторской разработки московского института «Гипрогор», архитектор Александр Иванов. По порядку: со сносом сквера и переносом памятника — к счастью, не осуществившимися, а то бы имели мы сейчас в историческом центре огромную голую площадку для трёх парадов в году. Ну, четырёх, если прибавить потенциальный всенародный митинг по поводу очередного рекордного урожая.
Фото 3 — вариант, когда сквер остаётся нетронутым, а передвигается только памятник.
1970-е. Вариант с переносом памятника Ленину
Фото 4 — проект принятый и осуществлённый.
1970-е, Проект принятый. Арх. А.Иванов
Как видите, на всех доминантой по линии дома № 27 с будущей башней и 9-этажкой посередине поставлен 16-этажный красавец. Сверху ансамбль смотрится вроде бы современно и задорно — если не считать угробленный исторический центр в этом месте. Позже был ещё проект площади от 2014 года (фото 5), когда случился последний всплеск надежд на реконструкцию сокращенного до 12 этажей здания, но это совсем ни о чём.
Проект 2014
И вот через полвека старым планам было сказано решительное «нет» — наступила пора новых планов. Приглядитесь внимательно к фотографиям 6 и 7, и разберемся, что же нам обещают теперь.
2020, вид А
2020, вид Б
Предлагалось много разного, в том числе вовсе никуда не годная парковка на 300 мест. Аж целых четыре фонтана. Громадный стеклянный павильон... Хорошенькое было бы место для прогулок и отдыха. Всех предложений не перечислишь, да и не надо.
Потому что явное предпочтительнее по логике организации пространства и удобства для горожан выглядел проект бывшего главарха Сергея Бренева. Которому ещё долго реабилитироваться перед оренбуржцами за то, что он натворил в городе со своей точечной застройкой. Но привычка — вторая натура, Сергей Леонидович и тут умудрился ее сюда впихнуть, пристроив на зады дома детского творчества имени Поляничко концертный зал до полутысячи мест. Ведь и зал Оренбургу нужен — но не здесь же!
Было ведь прекрасное предложение продлить освободившееся место под продолжение скверов у Дома советов и 4 Апреля: прекрасный и, главное, естественный уголок зелени получался бы прямо в сердце города. А постоянные концерты в рабочей административной части — это те же самые постоянные 300 автомобилей — а их куда ставить, если еще рядом и объезд пассажирского транспорта обустраивать? Это была бы огромная ошибка, которая навсегда превратит место вокруг в бутылочное горлышко. Уж это странное стремление заполнить каждый клочок земли минимум 20-метровой вертикалью... «Странное, чтобы не сказать больше», как выражалась героиня Мордюковой.
А ведь еще какой-то кусок зелени отберет у города продавленная проектом часовенка в западной части сквера у Дома советов, и без того обрезанного при Берге пятиметровой полосой для стоянки чиновничьих авто — забыли уже об этом?
Кстати, сам автор концепция от ООО «Дом Архитекторов», которую в итоге утвердил (для дальнейшей доработки, не забудем) Градостроительный совет Оренбурга, так объяснил появление часовенки в своей разработке: «Этот сквер должен стать сквером памяти. Не суровым мемориальным объектом, а для того, чтобы горожане помнили, а гости города узнали, что в этом месте стоял величественный собор». Впрочем, уточнив, что часовня включена в виде наброска, если что, этот момент можно будет скорректировать в дальнейшем.
Тут пара вопросов. Почему это обязательно «должен»? И потом, про взорванный Казанский собор оренбуржцы прекрасно помнят, а остальным напоминает стоящий в домсоветовском сквере мемориальный крест. И наконец, часовня — не просто башенка с куполом для украшения и напоминания, а христианская постройка культового назначения с иконами, только что не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь. В часовнях читаются молитвы и акафисты, совершаются молебны, верующие ставят свечи перед почитаемыми иконами и т. п.
Бренёв точно имел в виду именно это, предлагая свой проект или исходил из чисто архитектурных соображений?
Хорошо бы на областном градостроительном совете эти моменты удостоились основательных обоснований уважаемыми специалистами в организации городских общественных пространств.
Рубрикатор: #блоги_орен1
Хештег: #урбановость #урбановость_орен1
Автор: Дмитрий Урбанович
Иллюстрация: Анна Валайер-Костер «Атрибуты живописи, скульптуры и архитектуры»
Редактор: Нурия Инюцина