Заключенная Терезинского гетто. 20 апреля 1945
Опубликовано в рамках проекта «Настоящий 1945»
В шесть тридцать приехали 1800 человек в 25 вагонах. Новость облетела гетто: это люди из лагерей. Когда они проходили мимо, они кричали: «Аушвиц», «Биркенау», «Ганновер», «Бухенвальд». Они кричали страшные вещи.
Город замер. Грязные товарные выгоны, грязные люди, полуживые, полутрупы. Они прижимались к окнам, мы видели их страшно худые лица, одни глаза и кости. Восемьдесят женщин из Терезина, остальные, в основном, мужчины. Как же они выглядели. Это тени людей. Они выкидывали сигареты, они показывали на свои рты, они падали на землю — пить! есть!
Их быстро переносили из вагонов в наспех построенные лазареты. Матери не узнавали собственных детей, их глаза остекленели. Люди кидали им хлеб, и они набрасывались на него и дрались между собой. Они были в пути много дней и оголодали.
Я никогда не забуду эти вагоны. Темные, грязные деревянные вагоны, ужасный запах старых испражнений, а на скользком полу за вагоном — труп человека, который еще неделю назад был жив.
Источник: Ms. Alexandra Zapruder, Young Writers Diaries of the Holocaust (Yale Nota Bene), Yale University Press Cit, 2004.
Проект «Настоящий 1945» создан студией «История Будущего» при поддержке Издательства Яндекса в рамках программы, направленной на развитие культурных и образовательных инициатив в области истории, литературы, искусства и философии.
Знакомьтесь с другими персонажами проекта в блоге «Настоящий 1945», а также подписывайтесь на проект в Яндекс.Эфире и Яндекс.Коллекциях.