Этот самолёт назывался Ту-114Д, но не являлся модификацией знаменитого Ту-114. Хотя он обладал максимально возможной для тех лет дальностью полёта, буква «Д» обозначала совсем не «дальний», а «дипломатический», что полностью отражало первоначальное назначение самолёта.
Самолёт «проект 116» был сделан «на всякий случай». Он предназначался для перевозки руководства СССР в США, но только в том случае, если к определённому моменту не будет готов «проект 114».
По сути это была разработка модификации серийного бомбардировщика Ту-95, внутрь фюзеляжа которого встраивался герметичный пассажирский салон с кухней и туалетом.
В Ту-116 переоборудовали два серийных Ту-95 № 402 и 409, выпущенных в 1956 и 1957 годах, соответственно.
Главное достоинство самолёта Ту-95, из-за которого на его базе решили сделать пассажирский самолёт ‒ мощные и экономичные турбовинтовые двигатели НК-12М.
Благодаря им Ту-116 обладал рекордной для пассажирских самолётов практической дальностью ‒ 10 750 км.
Ту-116 мог перевозить 400 кг багажа и до 24 пассажиров, в том числе обслуживающий персонал: бортпроводник, повар и штурман-информатор, сообщавший членам делегации сведения о полёте. Для связи салона с изолированной от него кабиной была даже предусмотрена пневмопочта.
В случае необходимости в салоне могли разместиться ещё 10-12 человек вооружённой охраны.
В 1958 году испытания Ту-116 успешно завершились, но в правительственный отряд самолёт так и не приняли.
Дело к том, что Ту-116 был небезопасен в управлении из-за отсутствия системы всережимного автоматического флюгирования воздушных винтов. Абсолютную безопасность полёта на нём могли обеспечить лишь высококлассные экипажи лётчиков-испытателей, которых в правительственном отряде не было.
По неофициальной версии, самолёт забраковал сам Хрущёв, его не устроил хвостовой трап (как у Як-40), который не обеспечивал необходимой торжественности прибытия главы государства. Хотя, это только легенда.
Ту-116 № 7802 успели к тому времени перекрасить в ливрею «Аэрофлота» и присвоить гражданский номер СССР-76462. Оказавшись ненужным Хрущёву, самолёт передали ВВС. Там было достаточно лётчиков, пилотировавших аналогичные Ту-95.
До 1989 года он служил на аэродроме Чаган (Семипалатинск-2), в 1023 тяжёлом бомбардировочном авиаполку, где использовался для доставки личного состава 79-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии и Дальней авиации вообще.
Начальник музея гражданской авиации А.П. Гуркин добился передачи самолёта СССР-76462, который в 1989 году прилетел в Ульяновск из Тикси. Второй Ту-116 был в 1991 году распилен в Узине (Украина).
Источники: Уголок неба, Сайт авиационной истории