Найти в Дзене

Если ребенок в семье не единственный

Можно ли одинаково воспитывать всех детей в семье? А если дети разных полов? Разве можно правила, приложимые к воспитанию мальчика, применить к девочке? Казалось бы очевидно, что разнополые дети требуют разного подхода. Давая жизнь ребенку, мы в буквальном смысле наделяем его частицей самих себя и видим его жизнь как продолжение нашей. Мы стремимся наделить его нашим опытом, чтобы он сумел приумножить наши достижения и избежать наших ошибок. При этом невольно происходит то, что психологи называют идентификацией, то есть уподоблением: мы придирчиво отмечаем в малыше наши собственные черты и от души радуемся его попыткам походить на нас, перенимать наши, представления. Отцовские установки проецируются на сына, а материнские - на дочь. В подавляющем большинстве случаев в ожидании первенца мужчина невольно думает о рождении сына. Женщина часто подстраивается под эту отцовскую установку и, желая порадовать мужа, также заявляет, что хотела бы рождения сына. Но ее глубинные ожидания неосо

Можно ли одинаково воспитывать всех детей в семье? А если дети разных полов? Разве можно правила, приложимые к воспитанию мальчика, применить к девочке? Казалось бы очевидно, что разнополые дети требуют разного подхода.

Давая жизнь ребенку, мы в буквальном смысле наделяем его частицей самих себя и видим его жизнь как продолжение нашей. Мы стремимся наделить его нашим опытом, чтобы он сумел приумножить наши достижения и избежать наших ошибок. При этом невольно происходит то, что психологи называют идентификацией, то есть уподоблением: мы придирчиво отмечаем в малыше наши собственные черты и от души радуемся его попыткам походить на нас, перенимать наши, представления. Отцовские установки проецируются на сына, а материнские - на дочь. В подавляющем большинстве случаев в ожидании первенца мужчина невольно думает о рождении сына. Женщина часто подстраивается под эту отцовскую установку и, желая порадовать мужа, также заявляет, что хотела бы рождения сына. Но ее глубинные ожидания неосознанно связаны с будущей дочкой, преемницей ее женского существа.

Ожидание второго ребенка не связано с таким напряжением, потому что глубинные установки одного из родителей уже удовлетворены. И часто оба родителя желают, чтобы второй ребенок был другого пола, чем первенец. Но ситуация, когда в семье разнополые дети порождает проблему неравенства отношений.

Отношение родителя к ребенку одного с ним пола более взыскательно, более пристрастно — пускай и в самом положительном смысле слова. воспитательные воздействия одного из родителей сосредоточиваются, главным образом, на одном из детей. Это не всегда сочетания по признаку пола.

На первый взгляд может показаться, что это не правильно. Многие могут возразить, что все дети, независимо от пола, в равной степени достойны родительской любви. Но если мальчику начинает казаться, что со стороны и папы и мамы отношение к нему совершенно одинаковое, причем такое же, как к сестре, то чем тогда он вообще отличается от сестры? Тем более, что одинаковость чувства почти тождественна отсутствию чувства, ибо чувство не адресовано ребенку персонально. Каждому человеку необходимо, чтобы любили именно его. Если родительская любовь «по справедливости» делится пополам, то каждый ощущает на себе лишь ее половину, а этого никому не бывает достаточно.

Отцовская любовь к сыну более требовательна, к дочери более покровительственна. Мать, наоборот, скорее склонна баловать сына и больше притязаний предъявлять дочери. Именно такая расстановка сил способствует формированию мужских черт у мальчика и женских - у девочки.

Родителей часто тревожит, что их отношение к сыну и к дочери неодинаково. Но это вовсе не повод для беспокойства, если только речь не идет о явном предпочтении одного и отвержения другого. Надо отдавать себе отчет, что перед нами разные люди - будущий мужчина и будущая женщина и отношение к ним невозможно уравнять. И не надо пытаться наделить каждого половинкой своей родительской любви. И сыну и дочери нужна любовь целиком. Но каждому - своя.