Наконец-то добрались до техники нашего основного врага в Великую Отечественную. Экспозиция там довольно большая по сравнению с остальными странами (кроме СССР), так что придется разбить повествование на четыре части.
Sd.Kfz.7
Полугусеничный транспортер специального назначения, использовавшийся вермахтом, люфтваффе и войсками СС. Разработан фирмой Krauss-Maffei в 1933 году. Производился с 1938 по 1944 год. Всего за это время было выпущено 12 187 экземпляров.
В основном машина использовалась в качестве тягача для зенитной пушки 8.8 cm Flak и гаубицы 15 cm sFH 18. Также применялась в качестве основы для ЗСУ с 20-мм и 37-мм пушками. Существовал и легкобронированный вариант, предназначенный для укрытия персонала, осуществлявшего запуск ракет "Фау-2". А то эта ракета была довольно капризной и периодически любила взрываться на стартовой площадке.
У базовой версии нет вооружения и брони. Экипаж состоит из одного человека плюс одиннадцать в кузове.
Двигатель бензиновый, мощностью 135 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 50 км/ч.
Sd.Kfz.8
Тяжелый полугусеничный тягач, в основном предназначенный для транспортировки гаубицы 21 cm Mörser M 18/L31, пушки 15 cm Kanone 18 и зенитного орудия 10.5 cm FlaK 38. Также использовался для перевозки личного состава. Существовала модификация, представляющая собой ЗСУ с зенитной пушкой 8.8 cm Flak 18. С 1937 по 1944 год было произведено около 4 000 экземпляров всех вариантов.
Броня и вооружение в базовой модификации отсутствуют. Экипаж состоит из двух человек плюс одиннадцать в кузове.
Двигатель бензиновый, мощностью 185 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 51 км/ч, по пересеченной местности - 21 км/ч.
Sd.Kfz.222
В 1934 году в Германии начались работы над новым легким бронеавтомобилем, а заодно и над созданием стандартного шасси для тяжелой армейской автомашины. Это шасси должно было иметь колесную формулу 4×4, управление, действующее на все четыре колеса, небольшую массу, малое удельное давление на грунт, высокую прочность, простую конструкцию, удобный доступ к узлам и вытекающую из этого легкость в ремонте. Требования оказались столь высокими, что компаниям, участвовавшим в конкурсе, пришлось отказаться от идеи использовать серийные коммерческие шасси и разработать все с нуля. Лучшими оказались заднемоторное шасси "Horch 801/EG I", предназначенное для броневика, а также переднемоторный вариант "Horch108 Typ A" для легковых автомобилей тяжелого класса, сделанные, соответственно, на заводе Хорьх, входящем в концерн Auto-Union AG.
На базе шасси 801/EG I был создан новый бронеавтомобиль с длинным названием Leichter Panzerspäehwagen mit Einheitsfahrgestell I für sPkw. Работы над машиной вела фирма Eisenwerke Wesserhütte. Бронеавтомобиль выпускали в нескольких модификациях, различавшихся вооружением и оснащением. Наиболее массовой и удачной модификацией броневика стала Sd.Kfz.222. Эта машина была вооружена 20-мм автоматической пушкой KwK 30 (на части машин KwK 38) и 7.92-мм пулеметом MG 34, установленными в десятигранной открытой сверху башне. Углы возвышения пушки и пулемета позволяли вести огонь по воздушным целям. Всего было изготовлено 989 таких броневиков.
Эта машина была весьма эффективна в условиях развитой дорожной сети Западной и Центральной Европы. Однако на советском бездорожье толку от нее было маловато. Поэтому, потеряв к концу 1941 года 341 броневик, немецкое командование перекинуло остатки машин в Северную Африку.
Толщина брони - 5-14.5 мм. Экипаж - 3 человека.
Двигатель бензиновый, мощностью 75 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 80 км/ч, по проселку - 42 км/ч.
Sd.Kfz.250/1
Легкий полугусеничный бронетранспортер, выпускался в нескольких модификациях, для различных нужд с 1941 по 1945 год. Всего было произведено 6 628 единиц всех версий (один из вариантов, а конкретно Sd.Kfz.250/10, есть в экспозиции белградского военного музея).
Sd.Kfz.250/1 — основная модификация. Все остальные создавались на ее базе. Предназначался для транспортировки половины пехотного отделения, в основном в разведывательных подразделениях. Десантовместимость — четыре человека плюс два члена экипажа. Вооружение — два 7.92-мм пулемета MG-34, один из которых находился за бронещитком над крышей отделения управления, другой — в кормовой части корпуса на вертлюжной установке, позволяющей стрельбу с большими углами возвышения.
Толщина брони от 6 до 14.5 мм.
Двигатель бензиновый, мощностью 100 лошадей. Максимальная скорость по шоссе - 65 км/ч.
Sd.Kfz.250/9
Одна из модификаций предыдущего бронетранспортера, представляющая собой легкую разведывательную бронемашину. На ней была установлена башня от бронеавтомобиля Sd.Kfz.222, оснащенная 20-мм автоматической пушкой KwK 38 с телескопическим прицелом TZF 3a и пулеметом MG 34. Изготовлено 799 экземпляров.
Экипаж состоял из трех человек. Остальные характеристики аналогичны базовой модели.
Sd.Kfz.251 (Tatra ОТ-810)
Средний полугусеничный бронетранспортер, созданный фирмой Hanomag в 1938 году на базе артиллерийского тягача Sd.Kfz.11 и производившийся серийно с июня 1939 года по март 1945 года. Во время Второй мировой войны, Sd.Kfz.251 наряду с легким Sd.Kfz.250 являлся основным бронетранспортером Германии, а также послужил основой для целого семейства боевых машин различного назначения.
По числу выпущенных экземпляров (около 16 000) во время Второй мировой он уступал только американскому БТРу M3. В ходе войны Sd.Kfz.251 поставлялся в незначительных количествах союзникам Германии, а в послевоенное время его модернизированный вариант Tatra OT-810 производился в Чехословакии до 1962 года.
В музее представлен чехословацкий вариант. Основное внешнее отличие от немецкого прародителя - наличие крыши в десантном отделении.
Бронирование - 6 - 15 мм. Вооружение - 7.62-мм пулемет UK 59. Экипаж состоял из двух человек плюс десять человек десанта.
Двигатель дизельный, мощностью 120 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 60 км/ч.
Sd.Kfz.251/9
Одна из модификаций предыдущей машины, представляющая из себя самоходную артиллерийскую установку, вооруженную короткоствольной пушкой 7,5 cm KwK 37 L/24 калибра 75-мм, как можно догадаться из названия, и пулеметом MG 34.
Остальные ТТХ аналогичны базовой модели.
Как можно заметить, музейный экземпляр стоит к лесу стене передом, к посетителям задом, так что посмотреть на него с морды лица не получится. Зато можно заглянуть в кузов.
Продолжение следует...