На днях я прошёл Kingdom Come: Deliverance, и хотелось бы поделиться впечатлениями об игре. Прошёл я её не без удовольствия, но при этом было множество негативных моментов. Я не хочу спорить или разубеждать человека, которому игра кажется одной из лучших RPG. Это лишь мои впечатления об игре, основанные на моём прохождении.
Речь пойдёт о PS4 версии игры, Royal Edition с последними патчами. Я играл на базовой PS4, не PRO-версии консоли. Некоторые причины, возможно, не актуальны для версии для Xbox One X, PS4 PRO или производительного ПК.
1. Охота
Я люблю охоту в играх, иногда даже играю в симуляторы охоты. В KCD она сделана ужасно. Звери не реагируют на попадания, любезно ожидая пока ты их добьёшь. Если их несколько - они могут как ни в чем не бывало продолжить есть траву рядом с убитым собратом. Даже в Days Gone охота выглядела реалистичнее. Учитывая, что это одно из немногих занятий в игре, хотелось бы качественную проработку.
2. Экономика
Этот пункт тесно связан с предыдущим. Охота позволила мне в начале игры добыть топовые доспехи и оружие, и большинство сложностей игры исчезли. Я просто делал вылазки в лес, максимально затаривал себя и лошадь и уезжал продавать. Мельник обладает бесконечным запасом золота, в лесу меня никто не останавливал (например, могли бы сделать егерей, которые следили за браконьерством). А если ещё и не забывать торговаться каждый раз, увеличивая ценность проданного - сколотить состояние можно за 3-4 охотничьих вылазки. Позднее, когда я не нуждался в грошах, стали появляться враги в дорогом шмоте. Победив их и продав их экипировку, можно также обогатиться.
3. Боевая система
Да, боевая система – это один из немногих плюсов игры, но только если вас интересуют дуэли 1 на 1. Да и то, почти любую битву мне удавалось абузить клинчем. Входишь в клинч, отталкиваешь врага и вдогонку даёшь по голове булавой или колющий удар мечом. Битвы с несколькими врагами абузятся проблемами искусственного интеллекта и движка игры. Например, запрыгнув на повозку, можно расстрелять из лука компьютерных болванчиков. Шанс на победу в честном бою против 3 и более хорошо экипированных врагов - 0. У боёвки, несомненно, есть потенциал. Если разрабы поработают над ней и игровым движком ещё, выйдет что-то интересное. Но сейчас она мне дала больше негативных эмоций, увы.
4. Оптимизация на консолях
Версия для PS4 работает ужасно. Текстуры вечно прогружаются, вход в инвентарь и на карту грузится слишком долго, во время дождя падает fps. Апофеоз всего этого - миссия в монастыре. Кадры в секунду там падают до 5! Играть просто невозможно. Причём эта проблема озвучена на форуме Warhorse, но в двух темах, что я нашёл, нет ответов от разработчика, как и патчей, исправляющих это.
5. Случайные события
Если использовать быстрое перемещение, то нам муторно показывают, как фигурка человечка передвигается по карте из точки А в точку Б. Иногда это прерывается случайными событиями. И если вы играли в Fallout 1-2, то вы знаете, что это интересная механика. Но Warhorse её не реализовали.
Всего 2 типа встреч - боевая и нет. Боевая - засада разбойников или половцев, либо уже начавшаяся битва одних разбойников с другими. Не боевая - торговец, странствующий рыцарь, который хочет биться (можно уговорить отстать), или труп на дороге (из-за кустов выйдет убийца и будет говорить, что это вы убили человека, если вы начнёте обирать труп). На этом все. Никаких интересных или забавных историй не будет. Поэтому довольно быстро это станет рутиной, ибо нельзя просто "телепортироваться" в другую точку, нужно именно посмотреть, как фигурка идёт по карте, молясь, чтобы никто не достал вас по дороге.
6. Динамика повествования
После миссии в монастыре меня ждала награда - сюжет начал развиваться, он стал масштабнее. Но уже через пару миссий, которые шли друг за другом, и во время которых вы не можете уйти по каким-то своим делам, все закончилось. Не игра, а начавшийся эпик. Начались жутко скучные миссии в стиле "подай-принеси" по всей карте. Это было очень странно, когда повествование вот так прервалось. Ещё и таким нудным способом.
7. Главный герой
Инджрих, Генри или как там его - прописанный сценаристами персонаж. У нас готовый образ, который вписан в сценарий. Все, что можно выбрать — это варианты ответов, но не форму поведения. Понимаете, если вы выберете какой-то злой вариант ответа, герой не станет злым, у вас нет инструментов для этого. Они были у сценариста, и он его сделал таким, какой он есть. А прописан он странно. Если в начале игры нам показывают лежебоку и летняя, который не способен добротным мечом попасть по палке, воткнутой в землю, то уже к середине игры он оказывается профессиональным фехтовальщиком и опытным бойцом (учитывая, что по сюжету прошло порядка нескольких недель). Я в такого персонажа попросту не верю, хотя в своей голове вы можете отыгрывать и сельского маньяка, который будет красться в дома и убивать людей по ночам, и рыцаря-алкоголика, который не начинает драться трезвым. Но это все будут ваши локальные истории, ваше воображение, которое в сюжете игры не найдёт отражения.
8. Заскриптованность миссий
Представьте себе: у вас задача - пробраться в лагерь врага и устроить там диверсию. Вы решили запотеть и тайком не просто провести разведку лагеря, но скрытно перерезать всех врагов. И вот вы убиваете час или больше на это, скрытно убивая всех, кого смогли, с остальными вступив в бой, и кое-как все же зачистили лагерь. Какие чувства вы испытаете, если узнаете, что по сюжету игра такого не предусматривает? В лагере восстановят всех, и его все же нужно захватить с войсками пана. Я вот испытал фрустрацию. И подобная заскриптованность встречается не один раз. В одной важной сюжетной миссии вы просто не можете выполнить порученное задание. Задание должно быть провалено. Возможность выполнить, пойти не по скрипту, не предусмотрена. А вы об этом никак не можете узнать, только на своём опыте. Да, есть нелинейные сюжетные задания, но всё равно некоторые миссии основного сюжета слишком заскриптованны.
9. Реализм = рутина
Kingdom Come: Deliverance позиционируется как реалистичная игра про средневековую Чехию. В игре нет магии, телепортов и всего такого, что мы привыкли видеть в фэнтезийных ролевых играх. Вместо этого тут необходимость кормить героя, укладывать спать, чинить одежду, мыться и многое другое. Но большинство из этого - просто рутина. Сходить в купальню - не проблема, но каждый раз делать это, чтобы не слышать, как NPC ругают тебя за внешний вид - просто условность. Геймплей от этого не стал инновационным и уж точно не стал интереснее. Необходимость есть - скорее необходимость таскать с собой сушеное мясо (оно не портится, а голод восстанавливает отлично). В начале все эти механики казались интересными. Хотелось увидеть, как их подвяжут к квестам (чего не произошло). Но это просто условности, которые ближе к середине игры уже начали надоедать.
10. Песочница или сюжетная ролевая игра?
Основное повествование мне не понравилось. Да, в игре есть чем развлечься, есть запоминающиеся побочные квесты, но сам сюжет - нет. Не совсем понятно, что хотели рассказать сценаристы: историю Генри из Скалицы или политическую ситуацию в Чехии того времени. История Генри - довольно короткая и простая история мести, в которой он узнает новые обстоятельства и оказывается втянут в нечто большее. Но эта история не закончена, так как у игры будет сиквел. В конце игры нам просто вываливают политическую обстановку на текущий момент и рассказывают о действующих сейчас политических силах. И это вместо завершения истории Генри или хотя бы рассказа о последствиях наших действий и решений в квестах.
Несомненно, диалог в эпилоге игры очень занимательный, если вам интересна истории Чехии. Но я, как игрок, как главный герой, далек от королей, знати и интриг, которые плетутся вокруг них. Когда я прохожу ролевую игру до конца, мне интересны последствия моих действий, как игрока, а не устройство власти Богемии 15 века. Возможно, это лично моя проблема, так как я ненавижу концовки а стиле "А что будет дальше, вы узнаете в следующей серии!".
Несмотря на все описанные недостатки, я прошёл игру. Я получил определённое удовольствие, пусть некоторые моменты я проходил через себя. В игре есть интересные механики, а местами атмосфера игры очень подкупает. Положительные моменты игры я расскажу в следующей статье. А пока что расскажите, как вам Kingdom Come: Deliverance? Что запомнилось вам? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал – я это очень ценю!