Город, в котором началась пандемия был хорошо известен всему русскому купечеству в 19 веке как Ханькоу.
После заключения в 1728 году Кяхтинского трактата между империей Цин и Российской империей городок Кяхта в Бурятии стал торговым контрагентом Ухани. Через него шло 100 % импорта чая, который производился в Ухани, специально для российского потребителя.
С середины 18 веке в русском обществе стала широко распространятся традиция чаепития. В Сибири была даже поговорка - "Можно прожить день без еды, но нельзя прожить его без чая".
В 1764 г. российский купец Милл отмечал в своих записях: «Чай – непременный продукт в нашей торговле с Китаем, мы привыкли к китайскому чаю, и от этой привычки уже не сможем отказаться» - Лю Цзайци "ЧАЙНАЯ ТОРГОВЛЯ МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ" https://cyberleninka.ru/article/n/chaynaya-torgovlya-mezhdu-kitaem-i-rossiey
Чай составлял 88 % обьемов всей китайско-российской торговли. Торговали им в основном жители китайской провинции Шаньси (центральный Китай).
«В Шаньси климат холодный, а земля бедная. Все, что необходимо для повседневной жизни, приходится привозить из далеких краев». В этих тяжелых условиях одним из основных занятий для жителей Шаньси становилась посредническая торговля между севером и югом: они покупали шелк в Ханчжоу, чай и сахар в Ханькоу, лиановое полотно в Сычуани, хлопчатобумажные ткани в Чжикане. Благодаря своей смелости, способностям, умению приспосабливаться к обстоятельствам, бесстрашию перед риском, торговцы провинции Шаньси прокладывали все новые торговые пути, проходившие через всю Поднебесную. Среди них был путь из южного Китая, по реке Ханьшуй, через территорию провинции Шаньси, а потом через Монголию и Сибирь в Москву и Санкт-Петербург - Лю Цзайци "ЧАЙНАЯ ТОРГОВЛЯ МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ" https://cyberleninka.ru/article/n/chaynaya-torgovlya-mezhdu-kitaem-i-rossiey
В середине 19 века торговля чаем через Кяхту приобрел промышленные масштабы. Среди китайских коммерсантов даже возник особый кяхтинский язык, в котором были перемешана русская и китайская лексика с грамматическим строем по китайскому образцу.
В 1857 г. в своей работе «Российско-китайская торговля» Карл Маркс писал: «Важнейшим товаром, который китайцы продают в Кяхте, является чай. Русские же продают там хлопчатобумажные ткани и меха. Прежде, среднегодовой объем чайных продаж в Кяхте не превышал 100 000 ящиков в год, но к 1852 г. он уже достигал 1 750 000 ящиков, а общая цена товара превышала 15 000 000 американских долларов. Благодаря росту торговли, Кяхта превратилась из обычной ярмарки в один из достаточно крупных городов России»
Весь этот чай производился в Южном Китае и затем поставлялся в порт Уханя (Ханькоу), который после Второй опиумной войны в 1861 году был открыт для международной торговли.
Этим воспользовались русские купцы, которые с 1862 года начали строить фабрики в Ухани, где обрабатывали чай и делали его "плиточным" (лучше сохранялся и легче перевозился).
С 1874 г. российские предприниматели для изготовления чайных кирпичей начали использовать паровые машины и водяные прессы, а основанные российскими подданными фабрики стали первыми современными предприятиями Уханя и положили начало промышленному развитию города - Лю Цзайци "ЧАЙНАЯ ТОРГОВЛЯ МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ" https://cyberleninka.ru/article/n/chaynaya-torgovlya-mezhdu-kitaem-i-rossiey
Это позволило именно русским купцам стать практически монополистами мировой чайной торговли. В 60-70-х годах 19 века доля китайского чая в мировой торговле чаем составляла 86 %. А 60 % китайского чая вывозилось из Уханя.
Такой расклад позволил русским купцам полностью выбить англичан из чайной торговли в Китае. Англичане переместились на Цейлон (Шри-Ланка), где как раз грибковая инфекция уничтожила все кофейные плантации. Они начали производить черный чай, поставки которого начались в Англию в 1891 году. В конце-концов именно этот чай стал основным продуктом потребления чайхоров (любителей чая) по всему миру, вытеснив китайский крупнолистовый чай.
После революции 1917 года русская монополия в торговле чаем прекратилась, так как в Советской России началась гражданская война. Все чайные фабрики выкупили другие иностранные компании, в том числе и англичане, которые создали на основе русской фабрики Синьтай свое производство, выпуская плиточный чай марки "Тайпиньян" (Тихий океан).
Сейчас российская и китайская сторона пытаются возродить старый чайный путь их Ханькоу через Кяхту как туристический. Но в связи с пандемией вряд ли он будет иметь успех в ближайшем будущем.