Найти тему
Личный кайдзен

Как посмотреть чужой «мультик»

Как я уже неоднократно упоминал, одна из проблем и источников потерь в коммуникации состоит в том, что мы начинаем спорить, не разобравшись в причинах точки зрения собеседника.

Джордж Миллер (один из основателей когнитивной психологии) еще в 1980 году писал: «Чтобы понять, что говорит другой человек, нужно предположить, что он говорит правду. И разобраться, почему это может быть так».

То есть сделать временное предположение о том, что высказанное утверждение логично  и разумно.

Как говорит моя супруга – каждый из нас «смотрит свои мультики». В том смысле, что у каждого из нас своя картина реальности. И мы не можем адекватно коммуницировать с человеком (в смысле достигать своих целей), если не понимаем его картину мира.

Но как её понять и принять? Ведь она может противоречить нашему опыту, жизненным принципам, наконец – нашему эго? Некоторые считают, что это в принципе невозможно.

На самом деле, мы все это делаем если не каждый день, то довольно регулярно😉

Как это происходит?

Представим себе, что смотрим какой-нибудь детектив. Когда персонажа фильма, например, убивают, мы знаем, что в реальности актер жив, хотя на экране и притворяется трупом.

И у нас не возникает вопроса, почему плачет актриса, которая играет жену этого персонажа. «Он же не умер, да и вообще не муж он ей: какого хрена она плачет?»😜

Или почему детектив начинает расследование, как будто кого-то реально убили. Хотя ну коню ж понятно, что кровь ненастоящая, и что актер, изображающий труп, все еще дышит.

К чему это я?

Кинематограф - это шикарный пример того, как оруэлловское «двоемыслие» вполне может уживаться у нас в голове.

И мы очень даже можем временно отказаться от своего «реального» мира и погрузиться в вымышленный мир собеседника, ничем не рискуя, и ничего не теряя.

Ключевое слово здесь «ВРЕМЕННО». Разумеется, к чужой реальности нужно относиться как к художественному фильму.

И совершенно необязательно делать чужую реальность своей реальностью.

Аналогично тому, как мы временно проникаем в вымышленный мир кинофильма, мы также можем «проникнуть» в мир собеседника, при этом совершенно не жертвуя собственными взглядами.

Просто «посмотреть его мультик» и уже на основании этого принять решение, как наиболее эффективно нам действовать дальше.