Найти в Дзене
Как посмотреть чужой «мультик»
Как я уже неоднократно упоминал, одна из проблем и источников потерь в коммуникации состоит в том, что мы начинаем спорить, не разобравшись в причинах точки зрения собеседника. Джордж Миллер (один из основателей когнитивной психологии) еще в 1980 году писал: «Чтобы понять, что говорит другой человек, нужно предположить, что он говорит правду. И разобраться, почему это может быть так». То есть сделать временное предположение о том, что высказанное утверждение логично  и разумно. Как говорит моя супруга – каждый из нас «смотрит свои мультики»...
5 лет назад
1 минус = 4 плюса?
Я не математик, но если постараться, такое уравнение тоже возможно😁. Как говорится: «В военное время значение синуса может достигать десяти!»🤣 Существует такая техника — рефрейминг. Суть в том, чтобы интерпретировать события по-своему, и за счёт этого кардинально менять своё отношение к ситуации. Одна из разновидностей фреймов – «разложить» негативную ситуацию на 4 «плюса». Поясню на примере. Один мой друг в позапрошлом году собирался на байкерский слет куда-то в другую область. Утром выдвигается...
5 лет назад
Слова и боль
«Твои слова острее, чем кинжалы!» - говорила Гертруда Гамлету. В каком-то смысле это правда. Исследования нейрофизиологов показали, что наша негативная реакция на слова или события («душевная боль») активирует те же самые участки мозга, что и боль физическая. А можно ли что-то с этим сделать? В популярной литературе по психологии и «саморазвитию» обычно пишут, что «рецепт» устранения эмоциональной реакции выглядит примерно следующим образом: 1️⃣ Кто-то что-то вам сказал (или что-то произошло). 2️⃣ Вы говорите сами себе: «Это делает мне больно»...
5 лет назад
Стая или стадо?
Есть старый анекдот, который рассказывают в разных вариациях, но суть примерно одна. Два человека находятся в лесу или африканской саванне, короче – в дикой местности. И тут они видят медведя (или льва, короче – крупного хищника) который собирается на них напасть. Один из этих двоих начинает быстро надевать и зашнуровывать кроссовки. Второй его спрашивает: «А зачем кроссовки? Ты что, надеешься бежать быстрее медведя?» На что получает ответ: «Мне не нужно бежать быстрее медведя. Мне нужно бежать быстрее...
5 лет назад
Сферы контроля: иллюзии и реальность
Если взять любые древние тексты (например, какие-нибудь Илиаду или Одиссею), то можно заметить, сколько времени и ресурсов люди раньше тратили на ублажение богов или Бога. Чем дальше развивалась цивилизация, тем меньше народ заморачивался религией. Почему же раньше люди были более религиозны? Потому что были более темные, чем мы сейчас? Рискну предположить, что в значительной степени причина была в другом. Люди были ближе к земле, и на собственном опыте понимали, насколько результат находится вне зоны их контроля...
5 лет назад
Метод Фейнмана
Один из самых своеобразных и харизматичных деятелей науки, лауреат Нобелевской премии по физике Ричард Фейнман оставил после себя, в частности, любопытный метод изучения любой темы.  Метод, который позволяет понять нужный предмет глубже, чем коллеги и/или конкуренты. По мнению Фейнмана, в процессе изучения люди во многих случаях тратят свое время совсем не на то, что реально имеет значение. А значение имеет не «поверхностное знание» или мастерское владение терминологией, а глубокое понимание внутренних взаимосвязей...
5 лет назад
Ловушка неопределённости
Есть старый анекдот. Детектив докладывает мужу, нанявшему его следить за женой: – Сначала они выпили, потом начали раздеваться. – А дальше, дальше что было? – Они выключили свет, и я ничего не мог видеть. – Ууу! Опять эта проклятая неопределенность! Но есть и другой вид неопределенности - тревожность из-за неизвестности относительно ожидаемого важного события. Это страшная штука. Большинство из нас ненавидит ждать. И это частый источник потерь из-за неправильно принятого решения. Если посмотреть...
5 лет назад
Ещё одна матрица решений
Для некоторых рабочих ситуаций в качестве рабочего инструмента для сортировки решений неплохо работает своеобразная аналогия «матрицы Эйзенхауэра».  Данный вариант «матрицы решений» был предложен канадцем Шейном Пэрришем и использовался им при управлении отделами кибербезопасности в государственных структурах. Как показала моя небольшая практика в отношении данного инструмента, в других отраслях эта модель тоже может быть актуальна (например, в управлении продажами с большим количеством сделок, но сравнительно низким чеком)...
5 лет назад
Эмоциональная лестница
Изменения в нашей жизни можно условно разделить на «запланированные» и «незапланированные». К первым относятся те перемены, которые мы сами инициировали по собственному желанию. Например, вы захотели поменять работу – нашли новую и уволились со старой. Вторая категория – это когда «п….ц подкрался незаметно»😉. Против нашей воли и, как правило, неожиданно. Например, продолжая аналогию с работой – ваш работодатель обанкротился, и вы остались без источника дохода. Да, бывает и так, что неожиданно и незапланированно на нас сваливаются безусловно позитивные изменения...
5 лет назад
Свои и чужие цели
В ситуации конфликта очень легко попасть в одну опасную ловушку. Суть ее в том, чтобы начать воевать в сторону нанесения противнику максимального урона в ущерб собственным целям. Это происходит, когда в пылу конфликта нами начинет управлять «жажда мести»😡 И мы начинаем "упираться" в то, чтобы другая сторона не добилась своего. Вместо преследования своих собственных целей. Это очень опасная ловушка, потому что: 1️⃣ не дает нам достигать ваших целей; 2️⃣ мы совершенно незаметно для себя можем потратить...
5 лет назад
Трюк с «третьим лицом»
«Чужую беду руками разведу, а к своей – ума не приложу»… Кто из нас не сталкивался с воплощением этой поговорки в жизни? Действительно, со стороны всё всегда виднее. Как там было у Руставели на этот счёт? «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны» (с) И эту нашу особенность в некоторых случаях можно использовать для решения своих собственных задач. Особенно в случаях, когда решение на первый взгляд неочевидно. Либо вроде бы очевидно, но не очень нравится или кажется нереалистичным. Так как...
5 лет назад
Ловушка сторителлинга
Не секрет, что истории и байки – классный инструмент как для маркетинга, так и донесения в принципе любой мысли. О прелестях сторителлинга и его использования для повышения эффективности коммуникации я уже немного писал ранее, смотрите здесь: http://www.instagram.com/explore/tags/мт_сторителлинг. Но сегодня хотелось бы затронуть эту тему «с другой стороны баррикад», то есть какие «ловушки» поджидают нас на стороне слушателя. А здесь все не так просто, как кажется на первый взгляд… Основная проблема...
5 лет назад