Найти в Дзене

Врач-нефролог: сегодня возможно спасать детей, которые были обречены еще 20−30 лет назад

О том, чем опасны заболевания почек у детей, как оказывается диагностическая и лечебная помощь маленьким пациентам, − в нашем репортаже из Детской городской клинической больницы им. Н. Ф. Филатова ДЗМ.

У девятилетнего И. два любимых занятия: кататься на лошадях и рисовать одежду. Мальчик мечтает стать модельером. Диагноз «хроническая почечная недостаточность» ему поставили три года назад, и все это время он наблюдается в Филатовской больнице. 

«Мы живем в Махачкале и приезжаем сюда уже шестой раз. Я очень благодарна врачам, что спасли жизнь моему сыну, − говорит его мама А. – Очень тяжело смириться с тем, что твой ребенок стал инвалидом. Здесь мы получаем не только квалифицированную медицинскую помощь, рекомендации по дальнейшему лечению, но и душевную поддержку от врачей, медсестер. Чувствуем себя как дома».

Почки – это природный фильтр. Они обеспечивают «чистоту» организма,
удаляя из него токсические вещества и продукты распада. Различные воспалительные и наследственные заболевания приводят к повреждению почечной ткани. Оставшиеся нефроны работают с усиленной нагрузкой, что в свою очередь также обуславливает их изменения и гибель.

«Хроническая болезнь почек может протекать бессимптомно
длительное время. Поэтому очень важно регулярно сдавать анализы
и делать УЗИ почек. Тогда болезнь можно выявить на ранних стадиях, когда еще можно затормозить ее развитие. Остановить полностью −
нельзя, эти изменения, к сожалению, необратимы. Задача врача-нефролога, который лечит детей с почечной недостаточностью, сохранить остаточную функцию органа и продлить ее как можно дольше. Сегодня у нас есть такие возможности. Современная лекарственная терапия позволяет лечить анемию, гипертонию, нарушение фосфорно-кальциевого обмена – все те нарушения, которые раньше достаточно быстро доводили пациента до диализа», − комментирует заведующая отделением нефрологии ДГКБ им. Н. Ф. Филатова, врач-нефролог Майя
Бояджян.

Но если заболевание диагностировано на поздних стадиях, ребенок оказывается в очень опасной ситуации: организм не успевает очищаться, и это может быстро привести к его гибели. В отличие от взрослых, у детей заболевание может стремительно прогрессировать.

Отделение гемодиализа на базе Филатовской больницы было создано в 1974 году. Здесь проходят лечение дети и подростки от первого года жизни до 18 лет с различными острыми и хроническими заболеваниями почек. 

«Основной профиль нашей работы – лечение пациентов с острой и хронической почечной недостаточностью, а также динамическое наблюдение. Проводится полноценное, многостороннее обследование для оценки состояния почечных функций и определения дальнейшей тактики лечения. Для этого используются все мощности и возможности нашего многопрофильного стационара. Отделение работает в тесном сотрудничестве с кафедрой госпитальной педиатрии им. В. А. Таболина РНИМУ им. Н. И. Пирогова и детским городским нефрологическим центром. Все это позволяет контролировать состояние ребенка на
всех стадиях почечного заболевания», − рассказывает заведующий отделением гемодиализа ДГКБ им. Н. Ф. Филатова, врач-нефролог, кандидат медицинских наук Александр Ковальчук.

Сегодня благодаря применению диализной терапии стало возможным спасать детей, которые были обречены еще 20−30 лет назад. Отделение оснащено самым современным оборудованием для проведения гемодиализа. Специалисты освоили и успешно применяют методики перитонеального диализа. При этом имеется возможность в проведении как «острого», так и программного диализа у детей всех возрастных групп.

Существуют разные способы детоксикации. Наиболее известный из них – гемодиализ, когда кровь очищается при помощи аппарата искусственной почки. Согласно международным алгоритмам лечения почечной недостаточности, эту процедуру надо проводить не менее 12 часов в неделю, чтобы поддерживать нормальное функционирование организма. Маленькие дети, в отличие от взрослых, иногда плохо переносят диализную процедуру. Тогда их переводят на перитонеальный диализ. Очищение происходит в брюшной полости через катетер. Раньше диализный раствор заливали и удаляли вручную, теперь есть специальные аппараты, которые автоматически, без участия пациента обеспечивают его введение и выведение ночью. Днем ребенок
может ходить в школу, вести привычный образ жизни.

«У каждого из этих методов есть как преимущества, так и недостатки. Все
зависит от особенностей организма ребенка и выбора врача. Лечебная тактика подбирается под каждого конкретного пациента», − поясняет Александр Ковальчук.

Взрослые пациенты могут годами жить на гемодиализе. У детей с тяжелой
ХПН, к сожалению, нельзя обойтись без трансплантации почки. В отделении гемодиализа находятся на обследовании и заместительной почечной терапии дети из других регионов страны в ожидании трансплантации. У четырнадцатилетней К. из Петропавловска-Камчатского терминальная стадия ХПН. Диагноз поставили, когда ей было 2 года. В подростковом возрасте на фоне гормонального роста болезнь обострилась и начала резко прогрессировать. В апреле прошлого
года девочка и ее мама приехали в Москву на обследование, а уже в июле ее поставили в «лист ожидания» на пересадку почки в Центре имени Шумакова.

«Врачи сказали, что почки перестали работать и нужна трансплантация. Так мы оказались здесь. Скажу честно, такого медицинского персонала я не встречала ни в одной больнице. Здесь тепло, по-домашнему. Всегда помогут и подскажут, что делать», − делится мама девочки С.

Также в отделении проходят лечение пациенты с острыми отравлениями химической этиологии. У подростков это чаще всего алкоголь и психотропные вещества, маленькие дети поступают с бытовыми отравлениями, случившимися по недосмотру родителей. Они проходят лечение в отделении токсикологии больницы, но по жизненным показаниям таким пациентам также проводятся диализные процедуры. 

«В последние годы специалистами нашего отделения совместно с
токсикологами наработан опыт ведения таких больных с применением гемодиафильтрации и плазмафереза. Современные аппараты с многоуровневым контролем безопасности помогают удалять
различные токсические агенты, иммунные комплексы, медиаторы воспаления при сопутствующем эндотоксикозе или же экзогенные токсины, связанные с белками крови. Современные медицинские
технологии, применяемые в отделении, позволяют спасать жизнь пациентов при тех заболеваниях, от которых раньше погибали, и продлевать жизнь больных ХПН на многие годы вперед», − уверен Александр Ковальчук.