Воздушное судно, совершившее столь стремительный перелет над океаном, двигалось со средней скоростью 1 329 км/ч, преодолев расстояние от Нью-Йорка до Лондона менее, чем за 5 часов, то есть почти на 1 час 20 минут быстрее запланированного. Скорость звука у земной поверхности составляет примерно 343 м/с или 1 235 км/ч. Выходит, самолет преодолел звуковой барьер? Что же чувствовали пассажиры при этом? Попробуем разобраться?
Речь идет о лайнере Боинг-747 авиакомпании British Airways с бортовым номером BA112. Как известно, авиалайнер этой модели дозвуковой, его крейсерская скорость составляет от 955 до 988 км/ч – в зависимости от модификации. Любой дозвуковой пассажирский самолет (а сверхзвуковых сейчас вообще нет в природе) ни при каких обстоятельствах не должен разгоняться до скорости даже близкой к скорости звука. Достижение звукового барьера чревато для лайнера бесконтрольным падением и даже разрушением в воздухе.
Я уже писал ранее о факторах, которые оказывают наибольшее влияние на скорость полета самолета. Основное воздействие на самолет в воздухе оказывает ветер, который дует навстречу самолету или в попутном направлении.
Именно в такой поток воздуха и попал наш Боинг-747. Воздушное течение, скорость которого над Атлантикой в тот день превышала 300 км/ч, подхватило самолет и сообщило ему дополнительное ускорение. При этом Боинг-747 британской авиакомпании не преодолевал звуковой барьер, допустимые эксплуатационные значения скорости не были превышены. Дело тут вот в чем.
С точки зрения самолетовождения, наиболее информативно значение текущей воздушной скорости авиалайнера, то есть скорости самолета относительно воздушной массы, через которую он летит. Английский Боинг-747 следовал по маршруту с обычной крейсерской скоростью относительно масс воздуха, которые перемещались со значительной скоростью в попутном направлении. При этом среднее значение именно путевой скорости, то есть скорости уже относительно земли, достигло фантастических на первый взгляд 1 329 км/ч. В данной ситуации значение путевой скорости самолета сложилось из воздушной скорости самолета и скорости струйного течения.
Даже пассажиры, летевшие этим рейсом, ровном счетом ничего не обычного даже и не заметили, кроме, пожалуй, существенной экономии времени.
Если вам показалась интересной статья, вы можете поддержать автора, подписавшись на канал.