Найти в Дзене
Alt Mind

Педагогические технологии, которые могут быть востребованы в системе альтернативного образования

Мы с вами уже рассмотрели необходимость и возможность альтернативного образования. Данная система предполагает использование особых педагогических технологий, которые практически не используются в системе традиционного образования. Давайте кратко остановимся на некоторых из них. Характерной чертой современной жизни является проявление глобального процесса становления информационного общества. Сформировать необходимые современному информационному обществу качества можно только на основе индивидуального подхода к каждому обучаемому, раннего выявления его личностных потенциальных возможностей. На этой основе проводится профессиональная ориентация, разрабатываются личностно ориентированные программы обучения и развития, создаются устойчивые мотивы к дальнейшей деятельности в избранной обучаемым области. То есть, веление времени требует перехода от традиционной, репродуктивного типа, системы обучения к альтернативному образованию, опирающемуся, в частности, на развивающие образователь
Оглавление

Мы с вами уже рассмотрели необходимость и возможность альтернативного образования. Данная система предполагает использование особых педагогических технологий, которые практически не используются в системе традиционного образования. Давайте кратко остановимся на некоторых из них.

Характерной чертой современной жизни является проявление глобального процесса становления информационного общества. Сформировать необходимые современному информационному обществу качества можно только на основе индивидуального подхода к каждому обучаемому, раннего выявления его личностных потенциальных возможностей. На этой основе проводится профессиональная ориентация, разрабатываются личностно ориентированные программы обучения и развития, создаются устойчивые мотивы к дальнейшей деятельности в избранной обучаемым области. То есть, веление времени требует перехода от традиционной, репродуктивного типа, системы обучения к альтернативному образованию, опирающемуся, в частности, на развивающие образовательные технологии.

Образовательные технологии, построенные на принципах развивающего и личностно-ориентированного подхода к обучаемым, включают в себя такое развитие и обучение человека, в результате которого он будет подготовлен к активной самостоятельной жизни в обществе, имея ввиду семейный, профессиональный, социальный, личностный и межличностный аспекты жизнедеятельности.

Нынче, в период информатизации общества, образовательный приоритет – за деятельностью обучаемого. Для развития мышления обучаемого, наряду с актуализацией знаний, особенно важна актуализация способов деятельности, способов приобретения знаний и способов их применения. Поэтому учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность.

Новые технологии значительны тем, что:

  • Поощряют открытость.
  • Воспитывают взаимоуважение и взаимопонимание.
  • Создают условия для роста личности обучаемого.
  • Интегрируют различные педагогические подходы и изучаемые дисциплины.
  • Развивают навыки самостоятельной образовательной деятельности.
  • Используют поддерживающие приемы общения.
  • Способствуют осмыслению изучаемого материала.
  • Отрабатывают навыки коммуникации.
  • Используют субъект-субъектное обучение – сотрудничество обучаемого и педагога;
  • Развивают навыки самостоятельного мышления, личностные навыки анализа и самоанализа.
  • Создают новую образовательную среду, максимально соответствующую потребностям и возможностям обучаемых.
  • Обеспечивают комплексное развитие различных видов способностей и сторон личности (физических, эмоциональных, познавательных, личностных) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемых.
Альтернативное обучение влечет за собой развитие обучаемых  в той мере, в какой мере предметная логика учебной дисциплины соответствует логике психологического развития способностей и личности обучаемых.
В психологическом отношении развивающее образование должно обеспечивать формирование  у обучаемого способности быть субъектом своего развития. Этой идее должны быть подчинены используемые  в альтернативном образовании педагогические технологии.

 

Поэтому дальше мы рассмотрим новые современные образовательные технологии, которые смогут обеспечить развитие личности человека, его познавательных, физических, художественных и в итоге - творческих — способностей, а не просто достижение определенного уровня тех или иных знаний, умений, навыков.

Сразу хочу предупредить, что указанные ниже технологии не являются абсолютно новыми, но они практически не используются в системе традиционного образования, а если и используются, то фрагментарно и малоэффективно.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная деятельность является основой образовательной работы и базируется на уровнях интеллектуального и эмоционально - волевого развития личности. Самообразование – это ведущая форма познавательной деятельности, и, как любая другая деятельность человека, возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Стимулами самообразовательной деятельности могут быть различные предметы и явления окружающей среды, вызывающие у человека интерес и желание их познать, изучить.

Исследовательская деятельность.

Это вид образовательной работы, связанный с решением обучаемыми творческой, исследовательской задачи и предполагающий наличие поисковой активности, использование практической методики исследования выбранного явления, наличие собственного экспериментального материала.

При проведении исследовательской деятельности необходимо соблюдение прохождения обязательных этапов исследования: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном или удобном для исследователя виде.

Проектная технология.

Главная идея проектной технологии заключается в следующем: с большим увлечением выполняется человеком только та деятельность, которая им выбрана самим.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучаемые: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

В проектном образовании образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучаемого, что повышает его мотивацию в учении. Кроме этого, индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучаемого на свой уровень развития.

При этом знания должны быть приобретены, «открыты» самими обучаемыми, тогда они станут для них значимыми. Такую задачу можно решить, только заинтересовав людей.

Основой метода проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности.

Разноуровневое обучение.

Разноуровневое обучение является формой образовательной дифференциации, которая обязательно учитывает и опирается на уровень обученности в данной области знания, уровень общего развития, культуры; особенности психического развития личности; особенности характера, темперамента.

Разноуровневое обучение – это обучение, в ходе которого происходит усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе его субъектного опыта, особенности личностно-смысловой сферы, психического развития.

Мозговой штурм.

Это форма учебной деятельности в виде коллективного обсуждения, где поиск решения осуществляется путём свободного выражения мнения участников.

В условиях мозгового штурма основным способом деятельности выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы. Главная функция этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.

Принципиальные отличия мозгового штурма - при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой технологии.

После окончания процесса генерирования идей можно начинать процесс анализа выдвинутых идей. В каждой идее нужно находить полезное, рациональное.

Интерактивная модель обучения.

При интерактивной технологии обучение построено на взаимодействии обучаемого с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Данная технология полностью базируется на использовании компьютерных технологий, программно-аппаратных средств, обеспечивающих операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

Программная система позволяет реализовать возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы. Своей целью интерактивное обучение ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все участники образовательного процесса активно взаимодействуют между собой.

При использовании в обучении компьютерных и интерактивных технологий учащимся предоставляется возможность проявить самостоятельность и творческий подход к выбору способов поиска информации в соответствии с имеющимися и полученными на занятиях умениями.

Технологии дистанционного обучения.

Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно - образовательной среды, базирующийся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии - компьютерная связь, спутниковое телевидение.

Особенностью дистанционного обучения является, во-первых, обособленность, удаленность обучаемого от преподавателя; во-вторых, самостоятельность; и в-третьих, активная интеграция информационных средств и ресурсов в процесс обучения.

Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность – каждый желающий может при определенных условиях стать виртуальным студентом.

Ролевые и деловые игры.

Игровые технологии обладают четко поставленной учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучаемых.

Ролевая и деловая игра могут использоваться как самостоятельные методы или в качестве компонента другого метода. Ролевые и деловые игры проблемной направленности позволяют более глубоко вникнуть в суть проблемы, "прожить" в своём персонаже данную проблемную ситуацию и поиск выхода из неё. Деловая игра позволяет формировать необходимые профессиональные качества, самостоятельное мышление, принимать взвешенные грамотные решения. Ролевая игра построена на ролях, не обязательно связанных с какой-либо профессией. Она может моделировать как реальные, так и вымышленные ситуации. Образовательный смысл любой обучающей игры и игровых методов заключается в формировании и дальнейшем совершенствовании навыков, необходимых в реальных условия.

Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором участники игры совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно - игрового взаимодействия.

Обучение в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве – предполагает организацию групп обучаемых, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. Они занимаются совместным расследованием, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя знания в готовом виде.

Технологии проблемного обучения.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной. Если проблема правильно сформулирована, то она будет выполнять функцию логического средства, определяющего направление поиска новой информации и тем самым обеспечивающего эффективность деятельности, связанной с ее решением. В процессе проблемного обучения внимание обучаемы х фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению проблем. Образовательный процесс строится вокруг обучаемого, что позволяет ему самостоятельно осваивать большие объемы новых знаний. Обучаемые начинают мыслить критически и аналитически, учатся искать соответствующие источники информации и ресурсы, необходимые им для решения стоящей проблемы.

Индивидуальное обучение.

Индивидуальный подход к обучаемому возможен только на основе предварительного обстоятельного психодиагностического обследования, что позволит определить исходный уровень обученности и индивидуальные способности обучаемого. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций обучаемый приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.

Модульное обучение.

Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы обучаемых с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения.

При модульном обучении - не допускаются экспромты, как это возможно при других методах обучения. Как правило, формой контроля здесь является тест. Эта технология делает возможным охватить процессом обучения большое количество учащихся, поставить обучение на поток. При разработке модуля учитывается то, что каждый модуль должен дать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний, сформировать необходимые умения.

В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливаются его рейтинг и сроки выполнения, т.е. основной принцип рейтингового контроля - это контроль и оценка качества знаний и умений с учетом систематичности работы обучаемых.

Кейс - технология

(разбор конкретных ситуаций)

Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий. Он «позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. Хороший Case, как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения.

Весь процесс подготовки Case основан на навыках и умениях работы с информационными технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизирует научно-исследовательскую деятельность.

Отличительной особенностью метода CASE STUDY является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Распространенным методом разбора многих "кейсов" служит выявление и оценка альтернативного образа действий. Методика напоминает обучаемым, что альтернатива даже самому правильному на ваш взгляд решению есть всегда.

Дальтон – план.

Дальтон – план призван обеспечить индивидуализированное развитие обучаемого в учебно-познавательной деятельности. Это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.

Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через дальтон-план, включающий в себя задания, лабораторию и дом.

Результаты Дальтон-технологии выражаются в развитии познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, в овладении обучаемым исследовательскими умениями в условиях индивидуального темпа работы.

Данный перечень не исчерпывает, разумеется, образовательные технологии, которые могут быть эффективно использованы в системе альтернативного образования. Есть и другие. Особенно стоит обратить внимание на авторские технологии. Об этом поговорим в другой раз.

Психолог, педагог С. Ж.