Да-да, это тот самый автомобиль из «Назад в будущее»
Все узнали про него в 1985 году, когда вышла первая серия «Back to the Future». С этого момента автомобиль стал не просто популярным, но и обрел некоторую культовость.
DeLorean играл роль машины времени и уже в заводском исполнении своим угловатым футуристическим дизайном прекрасно подходил для нее. Но для усиления образа – речь идет про изделие самобытного ученого – ее превратили в что-то среднее между космическим кораблем и сложным электротехническим агрегатом.
Посмотрите, какой футуристический интерьер был ими придуман:
По замыслу автомобиль должен был летать – для съемок этих сцен были сделаны макеты.
Что значит DMC-12?
С DMC все понятно – это Delorean Motor Company. А вот 12 – это не технический параметр типа объема двигателя или количества цилиндров. Это задумка Джона Делореана – создателя этого автомобиля – сделать автомобиль ценой в 12 тыс. долларов. Что не очень дорого для того времени, если учесть инновационность задумки.
Джон Захария Делореан – гений и плейбой
Создатель этой легендарной машины – и сам легенда!
Он был из неблагополучной семьи и благодаря своему увлечению автомобилями и инженерным делом, он сначала получает образование, а потом делает головокружительную карьеру ни где-нибудь, а в General Motors: от самого низа до кресла вице-президента компании! Он превращал в успех работу в любом филиале компании, внедрил десятки патентов, участвовал в знаковых разработках. В частности, благодаря ему появился на свет Pontiac GTO – автомобиль, открывший эру американских маскл-каров.
И после всего проделанного пути он решает уйти из компании.
Сложно сказать почему, возможно тут виной вторая часть его натуры – свободолюбие и пренебрежение к формальности – что, надо полагать, не давало ему дышать в рамках такой серьезной фирмы.
Имея такой большой опыт и, видимо, неудовлетворенность в работе – он решается на собственный проект: особенный автомобиль. «Этичный спорткар», как он сам говорил, - красивый, быстрый, и безопасный.
Угловатый футуристический дизайн
Своим внешним видом автомобиль обязан Джоржетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro) из знаменитого кузовного ателье ИталДизайн (ItalDesign). Джузеппе угадал со стилем, и серийный Делориан почти не отличался по внешнему виду от прототипа.
Двери типа «крыло чайки» - не самое распространенное явление в те годы. Из серийных машин можно вспомнить только Mercedes 300SL в 1954 года, на который, видимо и ориентировались.
Дальше кузов. Он задуман как сочетание углепластикового каркаса и панелей нержавеющей стали без покраски. Во-первых, это его здорово облегчало – это все-таки спорткар. Во-вторых, кузов должен быть неподвержен гниению – что и подтвердилось с годами. Ну и в-третьих – это же круто! Стальной серебристый вид добавлял космической эстетики. Был тут и минус – все машины были одного цвета. Как тут не вспомнить классика Генри Форда : «Автомобиль может быть любого цвета при условии, что это черный». Или как-то так)
3 автомобиля были покрыты золотом
Но однако было интересное исключение из правила, касающегося внешнего вида. Три автомобиля были покрыты 24-каратным золотом. Их продали бизнесменам за 85000 долларов, что в три раза дороже обычной версии. Тут сказать нечего – смотрите картинки:
Конструктив и ходовая
Задумка была революционной не только по внешнему виду. Легкий кузов должен был обеспечить вес автомобиля порядка 1000 кг. Упругие бамперы должны были выдерживать удар на скорости до 16 км/ч. А еще на нем должен быть роторно-поршневой двигатель!
Но в серию это не пошло. Мотор выбрали попроще – бензиновый V6, производства Peugeot, Renault и Volvo, выдававший всего 130л.с. И вообще в целях удешевления в техническом плане многое было взято от серийного (пусть и спортивного) Lotus Espirit – элементы шасси, подвеска, рулевой механизм.
Серийные DeLorean не оправдали надежд
Первый автомобиль сошел с конвейера в 1981 году.
Не смотря на технические заявки в прототипе, автомобиль получился тяжелым и вялым: разгонялся до сотни примерно за 9,5 секунд. Максимальная скорость была ниже обещанных 200 км/ч. Были нарекания по управляемости.
Плюс с точки зрения дизайна – двери крылья чайки имели свои неудобства. Они открывались газонаполненными амортизаторами, которые быстро выходили из строя. Кроме того, в таких дверях трудно сделать опускающиеся стекла, поэтому была предусмотрена небольшая форточка, о практичности которой, можете посудить сами.
Для удешевления производства персонал завода был не вполне квалифицированным и уже выпущенные машины приходилось массово доводить.
Кроме того, итоговая цена была 25000 долларов, что вдвое выше заявленной. DeLorean стоил дороже Chevrolet Сorvette и Porsche 924 Turbo, но в динамическом отношении сильно им проигрывал.
Выпущено чуть менее 9 тысяч машин
Несмотря на то, что машину очень ждали, было получено несколько тысяч предзаказов и были договоренности с 350 дилерскими центрами, из всей затеи вышел долгий затяжной провал.
Все дело в том, что качество сборки, слабость характеристик и скандалы, связанные с Джоном Делорианом (одно обвинение в распространении наркотиков чего стоит) привели к банкротству DMC и распродаже всего оборудования, включая и пресс-формы - которые могли бы очень пригодится для ремонта, уж выпущенных автомобилей.
Дональд Трамп
Да, причем тут он?
Обанкротившийся Делориан для погашения долгов своего завода был вынужден продать свое поместье в Нью-Джерси и прожил остаток жизни в скромной квартире. Купил поместье как раз Дональд Трамп и открыл на этом месте гольф-клуб.
Получилась еще одна история мечтателя, попытавшегося воплотить свою автомобильную мечту, инновационную, захватывающую дух. Неужели такая судьба у всех концепткаров и их создателей?