Это направление в современной психотерапии.
Автор имидж-терапии - петербургский сказкотерапевт и психодраматист, врач психиатр - Андрей Владимирович Гнездилов.
В жизни нам доступно множество ролей, но постепенно мы выбираем какую-то привычную для нас роль, становясь ... ее рабом. Нам кажется эта роль "правильной", потому что она выполняет для нас какие-то, возможно, защитные функции. Приносит с детства нам какие-то "плюшки", к примеру, внимание, одобрение...
В театре это называется стать «рабом сценического штампа».
Ригидность, негибкость "застывшего" образа лишают нас спонтанности, а вместе с ней креативности и способности к позитивным изменениям.
В психотерапевтическом театре у Андрея Гнездилова был целый гардероб старинных костюмов и ... зеркало.
Переодевшись, люди начинают жить жизнью нового образа.
Костюм (элементы костюма) подсказывает человеку его дальнейшее поведение.
Цель имидж-терапии: участник должен прочувствовать эффект мгновенного преображения.
Для нового самоощущения не годится СТАРЫЙ КОСТЮМ.
Застенчивая девушка с сутулой спиной и неуверенным взглядом преображается в Королеву.
В образе Королевы осанка исправляется, подбородок горделиво приподнимается, в голосе появляются грудные нотки. Движения становятся уверенными и мягкими.
- Я и такая тоже! - думает девушка.
Ложь ли новый имидж?
Участник имидж-терапии сам выбирает себе костюм, т.е. внутренне он готов к новой роли.
Новый образ на поверку оказывается совсем не новым. Имидж-терапия «вытаскивает» из человека то, что в нём есть, но глубоко спрятано.
В сказочном образе, проигрывая роль, человек компенсирует то, чего ему не хватает в жизни.
Например, вечно заботливая, гиперответственная, безотказная женщина перевоплощается на время в Королеву и обогащает себя ощущением особого женского достоинства, самоуважения, с правом требовать, контролировать, говорить «нет» окружающим без чувства вины.
Часто новый образ подчеркивает «естество» человека, то, что тщательно подавляется, ибо это и есть самое трепетное и ранимое. В свое время отвергнутое значимыми людьми.
Находясь в образе сказочного персонажа, с одной стороны отыгрываешь подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проигрываешь и усиливаешь необходимые модели поведения: превращаешься в Бабу Ягу, Единорога, Волшебницу, Пиратку, Кикимору, Незнайку, Дюймовочку, Синюю птицу, не боясь быть за это обвиненной или застыженной.
И взаимодействуешь из этого образа с другими участниками, получая и закрепляя новый опыт. Нейронные связи сформировались...
Инна Юлусова
Читайте: