Пожалуй, это единственное, что может быть позитивным в данной ситуации: мы можем увидеть истинное лицо другого.
Уровень притязаний личности – это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Различают частный и общий уровень притязаний. Частный уровень притязаний определяется в конкретной ситуации, общий относится к определению личности в целом, ее нравственности и интеллектуального уровня. И тот и другой ярко демонстрируются в условиях кризиса. Именно сейчас.
Говорить о ценностях как таковых сейчас, на мой взгляд, дело провальное. Известная доля здорового цинизма и понимание своих индивидуально-типологических особенностей, а также быстрое ориентирование в индивидуально-типологических особенностях других – это те качества, которые надо развивать в себе в условиях сегодняшнего дня.
Очень подходящий афоризм прочитала недавно на странице «Нашей Психологии» в Фейсбуке. Он звучит так: все было отлично, но потом в комнату зашел экстраверт.
В условиях борьбы с распространением вируса мы вынуждены быть дома вместе с теми, с кем пересекались лишь вечером за просмотром сериала, вскрывая заказанные коробки с доставленной едой. Было ли общение в тех условиях? Или все шло просто по накатанной? Каждый занимался своей карьерой, работой, а дом был местом для ночлега.
Сейчас, как говорится, все тайное может стать явным. А именно: другой человек может оказаться совсем не тем, кем мы его себе придумали и представляли. И тут, я считаю, может быть прекрасное поле для знакомства по правилам. А именно: узнавание себя и другого на предмет все тех же индивидуально-типологических особенностей личности. Это важно для того, чтобы принять позицию другого человека, его степень включенности в ситуацию, его реагирование на нее и другое отношение к данным обстоятельствам. Или не принять. Но договариваться все равно придется.
Темперамент определяет реакцию
Наш ведущий тип темперамента определяет степень нашей эмоциональной реакции и основные поведенческие паттерны. И пора бы уже принять как данность, что мы разные.
Это же касается и отношений коллегиальных и зависимых от работодателя. Взывать к гуманности нелепо. Сейчас, по крайней мере. Можно оставить это на потом и, если еще сохранится желание, то позже вволю пообсуждать этичность массовых увольнений, сокращений заработной платы, загоны в бессрочные отпуска.
Доля здорового цинизма, способность к критическому мышлению, развитый эмоциональный интеллект и точное понимание своих индивидуально-типологических особенностей, а заодно и закономерностей развития психических процессов вкупе с проявлением психических состояний в условиях кризиса – это основное, чем надо вооружиться, чтобы сохранить себя для жизни после пандемии.
Когда я писала тренинги, я варьировала с упражнением с заданными условиями. Упрощенно можно описать это упражнение так: несколько человек (знакомых или незнакомых) оказываются запертыми в одной комнате на какой-то длительно-определенный срок (как вариант, на острове / в погребе). Задание к участвующим: какие три вопроса вы зададите каждому в первые минуты «заточения».
За все время ведения этих групп и выполнения этого упражнения самые необходимые и важные вопросы в количестве трех штук вместе выстреливали нечасто.
Вот они:
- Кто ты? Какой твой психотип? (Как раз все те же индивидуально-типологические особенности: флегматик / холерик / меланхолик / сангвиник, интроверт, экстраверт, амбиверт).
- Что ты умеешь делать лучше всего?
- Каков твой вопрос ко мне?
Да, конечно, можно отправиться в бескрайнее путешествие по ознакомлению с особенностями личности в естественных условиях конкретного места, обстоятельств и неограниченного времени. Но, боюсь, что это будет не всегда приятным путешествием. И чтобы не обрастать неоправданными ожиданиями, не проще ли спросить.
Если первый вопрос реально показан в критических условиях, то второй как раз предупредительно-гуманно-уважительный и, безусловно, информативный в этих критических условиях. Так можно узнать всё о том, кто рядом. Ну или почти всё.
«Делай, что можешь, имея то, что имеешь, там, где ты есть».
Теодор Рузвельт
Автор: Ирина Япиня, доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии