Табунное содержание жеребцов начинается с окончанием случной кампании, когда жеребцы из косяков и со случных пунктов сводятся в общую группу для совместного содержания. На юге РСФСР это производится в первых числах августа.
Сведение жеребцов — мероприятие чрезвычайно опасное, т. к. сопровождается всегда драками жеребцов между собой, что при неправильной организации делает неизбежной опасную травматизацию и даже отход. Особенно опасно сводить жеребцов, не привыкших к совместному табунному содержанию.
Наиболее драчливыми и злыми оказываются жеребцы, содержавшиеся в денниках — изолированно один от другого, и использовавшиеся в ручной или варковой случке; не уступают им по злостности и косячные жеребцы, содержавшиеся в изолированных косяках.
Косячные жеребцы из кодаков сближенного содержания наоборот оказываются более миролюбивыми, т. к. много раз встречались между собой во время случного периода. Жеребцы, содержавшиеся в прошлом году в табуне жеребцов, ведут себя при сведении спокойнее, чем сводящиеся впервые.
При прочих равных условиях полновозрастные жеребцы проявляют больше драчливости, чем молодые, — первый год бывшие в случке и старые — дряхлые.
Кровные жеребцы злее и сварливее аборигенных. Сытые, жирные жеребцы всегда больше дерутся, чем худые и истощенные, свежие — больше утомленных.
Кроме привычек и состояния, при сведении жеребцов следует учитывать индивидуальные особенности характера. Флегматичные, ленивые жеребцы обычно ведут себя спокойнее, чем энергичные, подвижные. Некоторых жеребцов, отличающихся злостью и горячностью нрава, следует от сведения освободить во избежание того ущерба, который они могут нанести.
Для сведения жеребцов выбирается просторный круглый, можно немного вытянутый баз. Баз, имеющий другую форму, менее удобен, т. к. во время сведения требуется непрерывное движение находящихся в базу жеребцов, что легче всего осуществляется при круглой или эллипсовидной форме база.
Всякого рода закоулки, тупики и углы нежелательны еще и потому, что они служат местом скопления жеребцов и местом ожесточенных драк. Поэтому в том случае, если из-за отсутствия круглого база приходится производить сведение жеребцов в базе другой формы, все углы и закоулки должны быть заняты специально расставленными людьми, не допускающими скопления и остановки в них жеребцов.
Баз для сведения должен иметь не меньше 30 м в диаметре. Для того, чтобы стабунивание прошло менее ожесточенно, жеребцов следует предварительно утомить и заставить проголодаться. Гак как пункт сведения обычно находится где-то вблизи центрального хутора, а косяки разбросаны по всему участку, утомление и голод проявляются сами собой в результате длинной дороги.
Изъятие жеребцов из косяков производится на месте, на том участке, в районе которого ходит косяк. Если жеребец ручной, его ловят прямо в косяке, если же он в косяке не дается, весь косяк вместе с ним пригоняется к базу на точке, жеребец с несколькими кобылами загоняется в баз и там ловится, если нужно, то при помощи раскола.
Изъятие из косяков данного табуна жеребцы, под руководством старшего табунщика, на недоуздках, с крепкими длинными поводками, ведутся, каждый отдельным табунщиком, на пункт стабунивания.
Для того, чтобы, прибыв на пункт, жеребцы были утомлены и голодны, их ведут переменным аллюром по 0,5 км рысью, галопом и шагом, не давая пастись. Заметив, что жеребцы утомились, начали сильно потеть и тяжело дышать, следует остаток дороги проделать быстрым шагом, или тротом.
Жеребцов грузных, старых, страдающих хронической хромотой, энфиземой легких, от репризов галопа и рыси нужно вовсе освободить, проделав весь путь шагом, чередуя его с небольшими репризами короткого трота.
Прибывших на пункт сведения жеребцов заставляют за конными коноводами двигаться шагом по кругу до выпуска в общую группу.
Перед сведением у всех жеребцов должны быть расчищены и зарашпилеваны копыта, что предохраняет от заступок и осложненных ранений. Если жеребец строг и ног в руки не дает, его копыта обрубают в. расколе. Выпуск жеребцов начинается только тогда, когда все жеребцы, подлежащие стабуниванию в этот день, оказываются в сборе. Для того, чтобы жеребцы прибыли одновременно, каждому участку назначается, с учетом продолжительности дороги, свой час изъятия жеребцов из косяков. Небольшой промежуток в прибытии отдельных партий используется для приведения в порядок копыт.
Стабунивание должно начинаться не позднее 9—10 часов с тем, чтобы за остаток дня до вечернего загона жеребцов в баз они успели перезнакомиться и успокоиться.
Для того, чтобы во время сведения имелась возможность прекращения возникающих драк, жеребцы выпускаются в баз не все сразу, а постепенно по одному. В первую очередь выпускаются в баз наиболее миролюбивые жеребцы, злые-же должны выпускаться в конце стабунивания перед отгоном табуна на попас.
Иная очередность выпуска влечет за собой повышение количества стычек. Даже самый миролюбивый жеребец, в первые минуты после выпуска, ведет себя задорно вызывающе, но встретясь с незлобными жеребцами, перенюхавшись с ними и покричав немного, он успокаивается и на вновь прибывающих почти не обращает внимания.
Злобный жеребец с каждым поступающим будет стараться вступить в драку, а так как первые минуты задора, даже и миролюбивого жеребца, толкают на стычку, то при наличии злого жеребца в базу все вновь выпускаемые жеребцы будут сталкиваться и скандалить с ним. Таким образом, выпустив в начале стабунивания злобного жеребца, мы заставим драться тех жеребцов, которые при отсутствии в базу забияки, вели бы себя совершенно спокойно.
Кроме того, чем меньше времени проведет злобный жеребец в базу во время стабунивания, тем меньше ущерба он сможет причинить, т. к. после выгона жеребцов на попас из тесного база опасность травматизации значительно уменьшается.
Для того, чтобы провести стабунивание с наименьшим ущербом, нужно предварительно наметить очередность выпуска жеребцов, расположив их по возрастанию злобности, и в таком: порядке выпускать в баз. Спокойные, добродушные жеребцы, которые стоят первыми на очереди, вводятся в баз в количестве 4-5 и поочередно подводятся один к другому. Если кто-либо из них начинает кусаться или драться, его стегают кнутом, лучше всего по той ноге, которой он пытался лягнуть своего соседа.
Так как покричав немного, жеребцы успокаиваются, их, одного за другим, выпускают, и в том случае, если они на свободе вновь начинают скандалить, заставляют всей группой побегать немного по кругу, вдоль стены база.
Следующих, более строгих жеребцов, вводят в баз поодиночке. Перед тем, как выпустить, прицепляют жеребца за недоуздок на длинную лейтцу и на ней подпускают к группе выпущенных. Если жеребец не пытается кусаться и драться, его без задержки выпускают и вызывают другого, если же он пытается вступить в драку, его бьют кнутом и одновременно угрожают громким криком (какой именно крик не имеет значения, например: «р-р-р», «ай», — но раз избранный, он должен остаться неизменным).
Вслед за этим жеребца гоняют несколько кругов на корде (тут же в базу) и снова допускают к выпущенным. На новую попытку драться отвечают новым ударом кнута и предупреждающим криком. Чем злобнее жеребец, тем больше раз приходиться его ударять кнутом и гонять на корде. Обладая хорошей памятью, жеребец очень быстро усваивает, что попытка драться вызывает наказание. Сопровождая удар угрожающим криком, человек приучает жеребца к послушанию голоса и холостому щелканью кнута, что особенно нужным оказывается тогда, когда жеребец начинает драться на свободе, где наказать его не всегда представляется возможность.