Навозник - это гриб, которому не повезло. Во-первых, с названием. Мало ли грибов любит "добрую" почву, но навозником назвали лишь его, шампиньон чистеньким остался. Во-вторых, с репутацией. Все навозники считаются антиалкогольными грибами, хотя на практике за трезвость сражается лишь один. В-третьих... впрочем, о чем это я? Какое невезение, когда в силу привычки люди совсем не обращают внимания на эти грибы, и они колосятся себе невозбранно, словно на заре времён?
Уютная осень 1981-го. Я иду из школы. Дорога, которая в тот конец занимает от силы десять минут, растягивается на долгие часы. Меня не ищут, не ждут: привыкли. После обеда, а то и под вечер, я возвращаюсь домой с полными пакетами лохматых, сочных, аппетитных навозников. Это сейчас нельзя собирать грибы в городах. А тогда наши края к Москве еще не привыкли, и во дворах свеженьких девятиэтажек разухабистыми призраками колыхались деревенские палисадники. Навозников, шампиньонов, дождевиков была уйма. Я приносил домой добычу (ребята помогали, пускай и посмеивались), родители тушили их со сметаной и сыром, и эти исполинские жюльены стали для меня самым ярким образом из детства.
Косматый белый навозник (Coprinus comatus), тушеный, очень недолго, в собственном соку, залитый сметаной и посыпанный тертым сыром твердо входит в десятку величайших грибных деликатесов. И да (в смысле, нет) - ничего антиалкогольного в этом блюде нет. Белый навозник, в отличие от серого, ярым борцом за трезвость никак не назовешь. Хорошо это, или не очень хорошо - решать уже вам.
Белый навозник - гриб второй половины сезона; особенно обильно он встречается там, где собирать его нельзя ни в коем случае: на городских помойках, где выгуливают собак, вдоль автомобильных дорог. Брать навозник (любой навозник) надо до начала автолиза, и по возможности немедленно готовить, ибо процесс самопереваривания замедлить невозможно. Михаил Вишневский писал, что не помогает даже глубокая заморозка. Не верить видному микологу причин у нас нет.
Справка систематическая
Навозник, Coprinus - некогда крайне обширный род (мы даже не представляем, насколько), включающий множество очень разных со всех точек зрения видов. Достаточно сказать, что большая их часть растет вовсе не на навозе, а на перегнившей древесине. Упрощенно говоря, объединяет навозник склонность к автолизу - то есть, к самоперевариванию, когда пластинки и шляпка зрелого гриба быстро и необратимо превращается в черную слизь, нашпигованную спорами, а потом, видимо, липнет к копытам, сапогам и лапкам, которые разносят посадочный материал на большие расстояния. Виды, этой способностью не обладающие, например, маленькие эфемерные навознички, живущие лишь несколько часов, нынче выделены в особый род - Parasola.
Серый навозник (Coprinus atramentarius/Coprinopsis atramentaria), тот самый, вдохновивший отчаянных французских абстинентов на "эспераль", появляется гораздо раньше - встретить его можно уже в конце мая. Как и белый собрат, он растет на унавоженной почве, хотя не брезгует и древесной трухой; он почти столь же вкусен, и употребляется так же, а урожайностью кое-где может бросить вызов всем остальным навозникам, вместе взятым (кроме, разумеется, рассеянного).
Нюанс известен всем: коприн, содержащийся в сером навознике, блокирует расщепление алкоголя на стадии ацетальдегида, в результате чего маленькая рюмочка, опрокинутая, быть может, задолго до, немедленно вызывает жесточайшее, ничему не адекватное похмелье. На неподготовленного человека это может оказать такое сокрушительное воздействие, что он навсегда приобретет отвращение к алкоголю. К сожалению, на увлеченных потребителей это не распространяется: они умеют себя заставить и от трудностей не бегут.
На серый навозник очень похож так называемый навозник Романьези (Coprinus romagnesianus/Coprinopsis romagnesiana). А может, он похож на навозник мерцающий, о котором речь пойдет дальше. Пожалуй, нечто среднее - выглядит как серый, плодоносит как мерцающий, да и росточком мал. Обладает он антиалкогольными свойствами, не обладает ли - науке в моем лице неизвестно.
Справка лишняя, всё усложняющая
На самом деле единого рода навозник, объединяющий наши навозники, в науке уже нет. Благодаря молекулярным исследованиям известные нам грибы распределены по трем (как минимум) родам - собственно навозник, Coprinus, а также Coprinellus и Coprinopsis. Не надо быть филологом, чтобы понять, что все эти названия - слово "навоз", обогащенное какими-то суффиксами. "Навозняра", к примеру. Или "навозноид". Непонятно, зачем всё это нужно. Взять бы всех этих генетиков и изгнать скверными тряпками из микологии. Трофим Денисович Лысенко страдал не за это.
Первый навозник сезона - это, безусловно, навозник мерцающий (Coprinus/Coprinellus micaceus). Небольшой, желто-охристый гриб, усыпанный перламутровыми блестками, кучно растет на древесине лиственных пород, на корнях, да и просто на сдобренной опилками и корой почве уже с начала мая и до глубокого октября. Первое, что о нем можно сказать с полной ответственностью - это что его всегда много (хотя и меньше, чем навозника рассеянного). Второе - от алкоголя он не помогает. Третье, уже без особой уверенности - на безгрибье его тоже собирают и хвалят. Врать не буду - не брал, не пробовал. Мелок гриб, да и очень уж быстро распускается.
Немного позже на глаза начинают попадаться навозники чуть покрупнее рассеянного, растущие одиночно, да еще и с каким-то белым жабо в основании ножки. Это - навозник домашний (Coprinus/Coprinellus domesticus). А иногда, не слишком часто, своим визитом нас могут удостоить очень похожие на мерцающий, но крупные, чуть ли не вдвое больше, грибы с отчетливо морщинистыми шляпками. Это у нас, насколько я могу судить, навозник ивовый (Coprinellus truncorum). Такой бы я даже попробовал, буде нашелся он где-то в чистом месте, а не в городском сквере и не во дворе больницы им. Семашко, а только там я его и встречал.
Справка конспирологическая
Начитанные люди знают кое-что о навознике, даже если в грибах совсем не разбираются. Навозник, он же чернильный гриб, использовался в средние века для тайнописи: его черную слизь добавляли в чернила, и получатель, вооруженный увеличительным стеклом, благодаря спорам гриба убеждался в подлинности послания. Я подчерпнул это из знаменитой книги Лидии Гарибовой "В царстве грибов" и долго гордился эрудированностью, пока не выяснилось, что споры, они, в общем-то, очень мелкие штучки, и чтоб их как следует разглядеть, нужна оптика с увеличением крат 400, не меньше. Увеличительное стеклышко из полированной слюды - так себе замена лабораторному микроскопу...
Обозревая навозники подобным образом, мы уподобляемся начинающему звездочету, в ранних сумерках разглядевшему на небе несколько самых ярких небесных тел и начавшему выстраивать на базе этого наблюдения какие-то свои обобщения. Ему можно позавидовать - сколько открытий ждет его в следующие полчаса!
Короткий, но бурный жизненный цикл этих по-своему очень любопытных грибов до предела затрудняет их изучение любителем. Вот, к примеру, гулял по опушке вечером, нашел семейку каких-то непонятных навозников, снимать было поздно - отложил на завтра. А утром вышел, глядь - вместо волнующих грибов торчат какие-то гвозди с черными склизкими шляпками.
Изучать навозники в поле - это как революцию делать; то еще рано, то поздно уже, то неохота как-то. Даже жаль: уж такие они порой интересные...
Что еще почитать?
- Навозник памяти моей. Сентиментальный очерк о любимых грибах моего детства.
Что еще совершить?
- Наградить публикацию "лайком"
- Подписаться на мой канал
- Поиграть с котом.